0

Жажда бытия

Автор: Editor от 24-07-2005, 02:35

ЖАЖДА БЫТИЯ

 

9 мая 2005 года наша страна отметила 60-летие дня Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим журнал «Горизонт» представляет читателю отрывки из работы «Жажда бытия» заочного члена клуба Александра Турчина, построенной в форме раздумий автора над стихами В.Высоцкого, написанными на материале Великой Отечественной войны.

 

Внимание читателей все чаще привлекает всенародно известная поэзия Владимира Высоцкого. Многие специалисты-современники склоняются к тому, что Высоцкий ― это Пушкин ХХ века. Приступая к произведениям Высоцкого ― пьесам, как определяет жанр поэта Александр Турчин, автор книги пишет, что так называли стихотворения в ХIХ веке и что у Владимира Семеновича они содержат прочувствованную и без утайки нарисованную картину существования человека середины и конца ХХ столетия, добавляет также, что в данной статье речь пойдет о пьесах, написанных на материале Великой Отечественной войны ―― именно это и делает Высоцкого целой эпохой в духовной жизни человечества». именно на «материале войны», а не о войне. В этом цикле стихотворений, как, по мнению автора (и мы согласимся с ним), и в других пьесах, написанных на «иных жизненных материалах», «Высоцкий отражает реальные чаяния человека, многими современниками неосознанные, выражает душу людей, показывает ее не только такой, какая она есть сегодня, но и то, к чему она тяготеет в своем развитии,

У Высоцкого порядка 33 песен и стихотворений, написанных на материале этой войны, ― 33 картины, содержание которых Александр Турчин и ставит предметом своих рассуждений, построенных следующим образом. Во-первых, автор говорит, что все пьесы можно было бы разделить на простые и сложные, более содержательные, но это только поверхностный взгляд. Во-вторых, он классифицирует песни Высоцкого военного цикла, выделяя в них три значимые группы: зарисовки военного быта, песни, исполненные романтикой войны, отражающие тот факт, что на фронте без поднятия боевого духа не обойтись, и героические песни, выражающие необходимость жертвовать собой во имя победы над врагом. Далее А.Д.Турчин иллюстрирует свою концепцию многочисленными примерами, подробно анализируя тексты песен В.С.Высоцкого и обобщая творческие принципы поэта, приходит к глобальным идейным выводам. Пойдем по пути вслед за автором и приведем некоторые из них.

 

«Возьмем, к примеру, песню «Аисты» ― бытовую зарисовку самого начала войны, казалось бы, простейшую из простейших. Вся картина построена на контрасте того, что осталось прежним, довоенным, с тем, что теперь случилось. Однако, приглядевшись, и в этой зарисовке мы найдем изображение внутренней, духовной жизни человека. Что происходит с ним в такой обстановке? «Аисты» на этот вопрос отвечают двумя двустишиями. Первое:

И любовь не для нас, ―

верно ведь,

Что нужнее сейчас

ненависть?

Нет, это вовсе не та ненависть, которая требует конца света ― смерти всему и вся. Это ― ненависть к агрессору, к врагам, к тем людям, которые лезут для того, чтобы заставить тебя и твоих соплеменников работать на себя, ― или для того, чтобы вообще погубить вас. Это враждебность к тем людям, которые не желают вашего спасения, которые объявили вас свиньями, обрекли на заклание и напали на вас как звери (о, чернота предыстории!). В сущности, эта ненависть ― та же любовь к жизни, все та же радость бытия, только ― вынужденная защищаться.

Второе двустишие:

Но нельзя без чудес ―

аукает

Довоенными лес

звуками.

Неравнодушие, страстность человеческой души, постоянно алчущей спасения, ― вот в чем пафос стихотворения «Аисты»! Не говорите, что вам наплевать на смерть, что вы люди маленькие (если скажете, то слукавите), ― как бы вы ни жили, чем бы ни занимались, сколько бы лет вам ни стукнуло, все равно хочется продолжения, особенно если вас ничто не угнетает: жажда бессмертия присутствует в любой форме человеческой жизнедеятельности, только ― в большей или меньшей степени! ― Вот пафос. Делите после этого пьесы Высоцкого на простые и сложные, выделяйте зарисовки военного быта. <…>

 

Воплощением истинной романтики войны, ее победоносности является, пожалуй, пьеса «Мы вращаем землю». Ничто не смущает наступающих, освобождающих свою страну солдат ― ни «грязь», ни «смрад болот», ни трупы: «Как прикрытье используем павших», ― ни пули, презрительно именуемые «глупым свинцом», ни плачевное состояние ― что вообще не укладывается в голове ―Руки, ноги ― на месте ли, нет ли…». Все охвачено единственным желанием ― дорваться до Запада, добить врага в его логове, «чтобы солнце взошло на востоке». Все нипочем! Сила напора значительно превышает силу сопротивления. Безраздельные хозяева положения ― наступающие войска освободителей. Потому собственного тела: «

Здесь никто б не нашел, даже если б хотел,

Руки кверху поднявших.

Когда наступают, в плен не сдаются! Это, конечно, то самое преувеличение, которое и делает реализм романтизмом. Понапрасну цветы не теребим, «ось земную мы сдвинули без рычага», «Землю вращают куда захотят наши сменные роты на марше» ―― экзальтированное отношение к достижению общей цели, ― ясно, что романтика войны может быть только победоносной. Конечно, «приказ наступать» и раньше давали, но тех, кому давали, кто отступал до Волги, ― их тут пока нет, они временно вышли из строя. Тут, главным образом, новобранцы, давно сокрушенно возмущавшиеся в тылу отступлением наших войск. Поэтому этот романтический пафос воспринимается как откровение, как истина. Он не выдуман поэтом, а рожден самой действительностью. Художником он только открыт и изображен. <…> все это метафоры, отражающие восторженность перелома, перехода от отступления, обороны к наступлению,

 

Неразрывность связи личности с обществом ― вот пафос «Песни Солодова». Перед нами изображение пленного человека, который отказывается влачить рабское существование, приносящее тем или иным образом пользу врагу, и решается восстать. Восстать и умереть. Гамлетовский вопрос «быть или не быть?» он решает в пользу второго без затруднения: не быть!.. Жажда бессмертия, потребность человека в спасении в силу неразрывной связи человека с обществом, которое он защищает, превращается здесь в стремление к смерти:

Мы не умрем мучительною жизнью ―

Мы лучше верной смертью оживем!.. »

 

Итак, Александр Турчин делает вывод, что война убивает людей, а рядовых, простых граждан убивает в массовом масштабе. Поэтому у Высоцкого нет никаких дифирамбов войне, никакого ее воспевания, ни малейших намеков на гимн. Кроме того, война убивает людей множеством различных способов.

 

«В пьесе «Тот, который не стрелял» мы видим смерть бойца в форме невозможности пережить гибель дорогого ему человека ― по крайней мере, духовную смерть, человеческого в человеке, надо понимать.

То же и в пьесе «Он не вернулся из боя»:

Все теперь одному, ― только кажется мне ―

Это я не вернулся из боя.

А сколько их, всяких форм и разновидностей человеческих смертей ― не мытьем, так катаньем ― порождает война ― боже праведный!

У Высоцкого немало песен о том, как убивает война, ― и это отнюдь не случайный факт. Его художественный гений, как и всякий, движимый гуманизмом, постоянно тревожит эта суровая истина ― главным результатом войны всегда оказывается несметное число загубленных жизней. <…>

Лучшие из лучших гибнут на войне в обязательном порядке ― лучшие сами вызываются добровольно туда, где наиболее чревато, уходят и не возвращаются. В этом состоит пафос стихотворения «Разведка боем»:

Я стою, стою спиною к строю, ―

Только добровольцы ― шаг вперед!

Нужно провести разведку боем, ―

Для чего ― да кто ж там разберет…

 

…С кем в другой раз ползти?

Где Борисов? Где Леонов?

И парнишка затих

Из второго батальона…

Могут сказать, что не все отчаянные и лихие непременно погибают ― ведь остается в живых этот офицер, в который раз набирающий добровольцев для очередной ночной вылазки. Однако, как мне кажется, по ходу этой песни постепенно нарастает ощущение того, что не долго и этому офицеру осталось, на грани ходит, ― и особенно в конце, после последнего четверостишия, приведенного мною здесь, читателя охватывает горькое чувство ― что-то вроде: вот теперь и твоя очередь подошла, братишка. <…>

Более того, война уничтожает не только тех, кто воевал, но и тех, кто фронта в глаза не видел. Пьеса «Так случилось ―― в каких они находятся обстоятельствах и как жаждут возвращения их. На самом деле это стихотворение о том, как война сводит счеты и с невоюющими, а ожидающими в тылу ― мужчины ушли», например, на первый взгляд, о том, как бабы дожидаются мужиков как она постепенно сводит их с ума:

Все единою болью болит,

И звучит с каждым днем непрестанней

Вековечный надрыв причитаний

Отголоском старинных молитв.

Надрыв причитаний! С каждым днем этот надрыв увеличивается ― похоронок приносят все больше и больше, все больше и больше баб предчувствуют получение их, пугаются этого предчувствия и со страха обращаются к забытым молитвам. Но молитвы тут не помогут, и долго еще ― и после войны, ― выражаясь метафорами данного произведения, бледнеть и сохнуть «рябинам», оплакивать «ивам» свою горькую долю.

Словом, победителей в войне не бывает ― одни побежденные: «Только кажется мне: это я не вернулся из боя».

Война уничтожает народонаселение и накладывает печать на ближайшее будущее общества. Бодрая песня «Охота на кабанов» являет один из примеров ― весьма трудно различимых в жизни невооруженным глазом ― пагубного влияния войны на нравственное состояние общества».

 

Далее Александр Турчин рассуждает о творчестве, делает глобальные выводы о продолжении жизни человека в своих произведениях ― таким образом, о бессмертии. «Самое большое удовлетворение от жизни на этом свете человек может получить лишь в случае своей результативной, полезной для людей работы, венцом которой являются великие творческие свершения. Только выдающиеся достижения ― особенно в области духовного производства ― способны продлить жизнь человека, его духа, предоставить возможность поколениям и поколениям потомков общаться с ним». Еще Пушкин говорил: «Весь я не умру…». Так, творчество является средством достижения человеческого бессмертия. «И здесь мы наблюдаем как раз один из примеров того, как бывают тождественны противоположности ― продолжение жизни человеческого духа в созданных человеком произведениях обнаруживает тождественность жизни и смерти. Творческий человек сгорает подчас очень быстро ― слишком силен накал его внутренней жизни, слишком много усилий затрачивается на создание такого продукта, которого не существует в природе и обществе». Однако, пишет А.Д.Турчин, это не основание для печали, потому что, хотя человек приносит себя в жертву людям, но одновременно с этим он увековечивает свою личность, отдает ей предпочтение ― жертва превращается в собственную противоположность. Не так ли? ― задает автор вопрос нам, читателям.

Итак, «в основе радости бытия у творческого человека лежит продвижение к бессмертию посредством своих деяний. В песне «Аисты» люди побрели на восток, спасаясь от агрессии, не только следуя инстинкту самосохранения, но и памятуя о радостях бытия, о довоенном творчестве, о счастье и удовольствии от самостоятельных свершений.

Взлететь навсегда ― значит обрести бессмертие Пушкина и Высоцкого. Это идеал. Мало кому дано. Но жить без стремления к деятельности подобного качества мыслящему человеку не к лицу ― вот пафос «Песни о погибшем летчике».

Война убивает, а творчество делает человека бессмертным ― в русле этого тезиса и воспринимаются стихотворения Высоцкого о Великой Отечественной войне».

По материалам книги «Жажда бытия» Александра Турчина

(г. Владивосток) подготовила Светлана АВЕРЬЯНОВА

 

Категория: Журнал "Тульский ARSENAL" » ВВС

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)
Вопросы и предложения направлять по адресу: 71info@mail.ru