0

Русские святыни

Автор: Editor от 17-10-2011, 08:37

 

РУССКИЕ СВЯТЫНИ

 

«ПИШИ И ПРОСЛАВЛЯЙ ТО, ГДЕ ЖИВЕШЬ,

ЭТО И ЕСТЬ РОССИЯ…»

 

- так сказал тульский художник, член Союза художников России, Михаил Левшин на недавнем открытии очередной художественной выставки его картин, состоявшейся в Тульской духовной семинарии под названием «Святая Жабынь и благословенная Оптина», представляющей живопись этих, благословенных Богом, мест - двух лучезарных святынь земли русской.

В такой тематике это - первая выставка Левшина.

Открыла выставку М.А. Михалева, заведующая историко-археологическим отделом ТДС,  одна из активных ее организаторов.

Перед собравшимися выступили о. Константин, священнослужитель храма Александра Невского в г. Туле, преподаватель семинарии; о. Сергий, настоятель Сретенского храма в Богучарово; автор полотен Михаил Левшин и художник из Ефремова Александр Лялякин, некоторые картины которого – замечательные пейзажи среднерусской полосы - были также представлены на этой выставке. Оба живописца – члены товарищества православных художников «Родина», созданного при ТДС.

Выступающие говорили о том, что изначально русские монастыри являли собой средоточие благочестия и православия на Руси, являлись центром книжности и грамотности, славянской культуры. Вокруг них возникали первые русские города, а в голодные годы, кои не единожды случались на Руси, монастыри, по милости Божией, кормили и спасали от голодной смерти сотни людей. Святые обители – истинные хранители русского, христианского, духа на земле, и в самые лихие годины безбожия, какими были семьдесят лет советской власти, уничтожившие тысячи священнослужителей, церквей и монастырей, многие из них, несмотря на жестокие гонения, выстояли, сохранив православную веру. Не случайно В.О. Ключевский говорил о том, что пока горят лампады над Сергием Радонежским и открыты врата лавры, Русь святая будет жива.

Отец Константин отметил, что монастыри всегда основывались в красивейших местах Руси, среди Божественной природы как образ небесного Иерусалима на земле.

…И вот храмы с небесно-голубыми и золоченными куполами, рассветы и закаты, долины и отдельные многовековые дерева, овеянные древними легендами, – вся эта дивная краса во всем своем чудесном многообразии, связанная со Свято-Введенской Макарьевской Жабыньской пустынью, что в Белевском районе Тульской области, и Свято-Введенской Оптинской пустынью, что на калужской земле, близь г. Козельска, нашла отражение в живописных полотнах Михаила Левшина, написанных маслом.

Работы свои он выполнял по благословению митрополита Тульского и Белевского Алексия.

 - Михаил Викторович, вы, я знаю, человек верующий, православный, поэтому вполне понятно, что обратились к теме, связанной с русскими монастырями, но что конкретно подвигло вас к этому; какие мысли, чувства вы хотите донести своим творчеством? – спросила я художника.

    - Мой интерес к монастырям с особой силой вспыхнул, когда весной этого года, по линии Союза художников, мы работали на пленере в деревне Клыково, что рядом с Оптиной. Там великолепный монастырский храм Спаса Нерукотворного. Своей просветленностью он просто поразил меня. Познакомился и с известными художниками России; говорили о месте и роли современного художника в обществе, об искусстве, живописи. Такое общение, близость Оптиной заставляют всерьез задуматься о ценностях духовных, непреходящих, о том, что должен писать художник сегодня. И вдруг я понял, осознал, - как озарение какое-то произошло! - что можно всю жизнь писать какие-то отдельные этюдики, натюрморты, пейзажики, а можно и должно! Художнику поднять глобальные темы, как это было во все времена, как это делали классики отечественной живописи: вот она Русь-то вокруг тебя, рядом! Вот они контрасты жизни: умирающая русская деревня – покосившиеся хаты, одинокие старики, незасеянные поля - и ширь просторов, и величие храмов, нескончаемая молитва православной братии за святую Русь. И не надо куда-то ехать за моря - океаны, на север или на юг за красотой. Красота-то - родная история и родная земля, - а для меня священные понятия малая родина и Родина едины, неразрывны, – она везде и всюду; в храмах, в российских просторах, в буйстве цветов и красок земных, Богом данных, в кротости сияющих чистотой глаз насельников в монастырях. Бери кисть и пиши, пиши! Я так и сделал. К тому же тема России меня давно волновала, и ряд полотен в этом направлении уже был мною написан ранее, была и задумка со временем сделать большую выставку, посвященную России. «Все!!!, - решил я в момент, -  время пришло – надо, не покладая рук, осуществлять задуманное!»

- Если как личность и как художник хочешь выйти на новый уровень, стремишься стать настоящим мастером, если хочешь, чтобы твои картины не оставляли людей равнодушными, надо поднимать в своем творчестве главные, духовно-нравственные темы – это я четко понял. И начал писать, писать, писать, размышляя о судьбе России, о ее прошлом, настоящем и будущем, о том, как все мы, православные, должны беречь духовные богатства святой Руси и преумножать их. Эти идеи я и стремлюсь провести в своих полотнах. Я вдруг всем своим существом осознал, что художник должен рисовать не что-то  отвлеченно - красивое, выдуманное, а свою жизнь и все то, что окружает ее здесь и сейчас в нескончаемом многообразии. То, что пишет художник, он должен глубоко прочувствовать сам. Иногда можно услышать, что такой-то нарисовал свою красивую картину по фотографии, но никакое, даже отлично выполненное фото, не даст сиюминутной смены картинок, освещения, настроения. Каждая моя работа проходит через сердце, размышления, чувства мои.

 «Погоду делаем мы сами, - убежденно заключил М.В. Левшин, - и не надо сидеть и ждать, что кто-то тебя из Союза художников пригласит и предложит куда-то поехать, что-то порисовать. Это все мертво, а с полотен настоящего художника должна смотреть сама реальная жизнь, как у того же Нестерова».

Михаил Викторович одновременно углубился и в изучение отечественной истории, стал посещать православные святыни – монастыри; места на родной тульской земле и в соседних областях, связанные с ее историческим и героическим прошлым. А таких мест у нас немало, начиная с ратного Поля номер один – Куликовского.

Только за одно нынешнее лето Левшин написал тридцать картин, побывав в разных монастырях тульщины и в Оптиной. И непросто все давалось художнику, работал буквально на износ, не жалея ни сил, ни времени. И только об одном он тужит, что в сутках двадцать четыре часа, а  не сорок восемь. Он не из тех художников, которые могут делать свои пейзажи с фотографий. Для него главное – сама жизнь и крайне важно «схватить» ее мгновения во всем разнообразии палитры. Вот только облако, закат были рассвечены бледно - розовым, не прошло и часа – все изменилось: края горизонта подкрасились лазурью. И это надо перенести на холст.

Ежедневно Михаилу Викторовичу приходилось преодолевать на машине около ста километров по разбитой дороге до Жабыни, чтобы поработать всего лишь каких-то полчаса – час на пленере, дабы «поймать» рассвет или закат, прорисовать воздух, облака, солнечные лучи над куполами храма. Менялось солнечное освещение, художник складывал кисти и краски до завтра и – в обратный путь. И так все лето. Что интересно, будто сама природа благоволила ему. Каждый раз в одном и том же месте, на подъезде к Жабыни, его встречало серое облако среди небесной синевы и проливалось на художника обильным дождем, а вокруг земля оставалась сухой. Зато, когда он въезжал  на территорию монастыря, приветливо светило солнышко, давая художнику возможность порисовать.  

…Монахи в Жабыни рассказали художнику легенду о старом дубе, которому, по преданию, пятьсот лет. Дуб и поныне величественен и могуч. Таким он предстает и на полотне Левшина. А легенда гласит, что во времена разорительных набегов поляков на русскую землю, умирал в Жабыни поверженный вражеский воин. Он очень хотел пить, но воды не было. И тогда Преподобный Макарий  ударил своим посохом о землю в том самом месте, где стоит дуб и поныне. И забил родник с целебной водой, которой напился враг. Вот он - образец истинного милосердия, явленного святым старцем. Родник в Жабыни бьет и поныне и поит своими святыми, целебными водами тысячи людей, которые со всех сторон тульской, и не только тульской, земли едут сюда.

М.В. Левшин считает, что художник должен вжиться в то, что он пишет на своем полотне. Так было с ним и в Жабыни, и в Оптиной. Он вначале приезжал сюда, присматривался, знакомился с окрестностями, с людьми. В Оптиной даже пожил некоторое время. Насельники монастыря вначале не обращали особого внимания на художника, а потом,  заинтересовавшись тем, что и как он пишет, стали подходить ближе, разговаривать. Рассказывали художнику о древней истории монастырей, о старцах, о сегодняшней их жизни, добросердечно отвечали на вопросы гостя. Михаил Викторович их внимательно слушал, ловил каждое слово. В итоге, рождались новые творческие замыслы, идеи подачи материала, на полотнах появлялись новые сюжеты, композиции. И все - символично, с глубоким духовным подтекстом. Например, на одной из картин, написанных в Оптиной; в правом углу картины - старый монах, как бы уходящий за ее рамку (он на полотне - главная фигура, а вся картина выстраивается вокруг него), - олицетворение  минувшего. Вместе с ним за рамку картины уходит и дорога. Но она откуда-то из-за рамки вновь возвращается, круто поворачивает влево и тянется вверх, восходя к двум молодым березкам, символизирующим будущее, к ярко святящемуся окну в домике: жизнь продолжается, берет истоки в прошлом, поднимается к свету и воспаряет ввысь. Вдали на дороге – застывшая фигура монаха – это не выдуманный персонаж. Это художник попросил неожиданно появившегося на дороге монаха: «Отец Зосима, остановитесь, пожалуйста, на мгновение в той самой позе, как вы шли, очень кстати впишитесь в картину». И отец Зосима, с которым Михаил Левшин уже ранее познакомился и подолгу беседовал, охотно выполнил его просьбу. И вот она - сама жизнь, во всем великолепии красок и разнообразии проявлений предстает на полотнах художника…

За последнее время М.В. Левшин участвовал со своими работами в  сорока выставках, не только в Туле, но и в Москве, во Всероссийских. Были в родном городе и персональные выставки. В этом году его картины выставлялись, например, в Академии управления МВД России (Москва, июнь, 2011), в музее «Булгаковский дом» (Москва, июль, 2011), в музее-усадьбе г. Богородицка. Не первый год сменяют одна другую выставки его картин и в Тульской духовной семинарии. Сейчас он готовится к участию в очередной  выставке в столице. В планах художника – устроить свою большую персональную выставку, посвященную России, в Выставочном зале, в Туле…

 

Работа художественной выставки «Святая Жабынь и благословенная Оптина» в Тульской духовной семинарии продлится до середины ноября. Уже многие туляки ее успели посетить. Приходят сюда школьники целыми классами и оставляют свои восхищенные отзывы. Один из школьников написал, что он хотел бы поступать в жизни так, как поступил Святой Макарий Жабыньский, когда ударом своего посоха добыл воду для умирающего от жажды врага.

Так живописные полотна талантливого тульского художника Михаила Левшина  заставляют юных современников невольно задуматься об одном из важнейших свойств души православного человека – милосердии и хотя бы на йоту приблизиться к Христовым заповедям, одна из которых, пожалуй, самая трудная для претворения в жизнь, гласит: «Возлюби врага своего»… А это значит, будь добросердечен, милосерден, чего как раз нам всем сегодня так не хватает в нашем жестоком мире.

Людмила АЛТУНИНА

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Журнал "Тульский ARSENAL" » Культура

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)
Вопросы и предложения направлять по адресу: 71info@mail.ru