«Берлинский почтальон» Олег Нестеров в Ясной Поляне
1 февраля в ДК «Ясная Поляна» состоялся весьма примечательный концерт. В Тулу пожаловал Олег Нестеров, известный продюсер, журналист, теперь уже и писатель, ну а прежде всего музыкант, лидер группы «Мегаполис». Этот «настоящий московский ансамбль», как назвал его Олег в середине 80-х, существует, пусть с разной степенью активности, и по сегодняшний день, однако выступал Нестеров не со своим меланхоличным брит-поповым «Мегаполисом», а с разухабистой «Капеллой Берлинских Почтальонов».
Что это за зверь такой собирался выступать в Ясной Поляне? Перед ним Олег Нестеров дал краткую пресс-конференцию, замотав поясницу шерстяным шарфом.
- Приболели?
- Ничего страшного, концерту не помешает.
- Откуда взялась «Капелла Берлинских Почтальонов»?
- С музыкантами я познакомился во время последнего визита в Берлин. Мы сразу подружились и решили поработать вместе, в основу репертуара взяв довоенные берлинские шлягеры. Большую часть из них я перевел на русский язык, и постепенно у меня стал возникать эффект дежавю, стало казаться, что эти песни давно знаю и люблю, они были такими же родными, как песни из «Бриллиантовой руки» или «Веселых ребят». Вот только по какой-то причине я их никогда не слышал.
Песни эти родились в эпоху рейха, и только в этом была их проблема – те 12 лет сами немцы, а уж тем более страны-победители справедливо стремились стереть из памяти поколений. Но хорошая песня – это просто хорошая песня, и она не виновата в том, что родилась не в то время. У каждой из них – своя история, многие обросли легендами и мифами. В результате все это – сами песни, актеры, фильмы, судьбы, исторические параллели, скелеты в шкафу, довоенные берлинские анекдоты, тайны, тосты… – я и решил вытащить на сцену. Я буду петь за моряков и проституток, золотоискателей и героев Мопассана, за боксеров, сыщиков-неудачников и цветочных продавщиц.
- Вы родились и выросли в Тульской области?
- Да, детство провёл у бабушки в Крапивне, там же меня крестили, там же остался дом, в котором частенько живёт моя тётка. При этом странно самому, что в Ясной Поляне я в первый раз…
- Олег, вы успешный музыкант, продюсер (глава известной компании «Снегири»), журналист (телепрограммы «По волне моей памяти», «Золотой винил», «Люди времени»), писатель (роман «Юбка»). Приходиться быть всегда разным. Как всё удаётся совместить в одном лице?
- Да, это некая шизофрения, раздвоение, и даже раздесятирение личности, постоянная смена моделей поведения, перенастраивание своей внутренней радиостанции на иные волны. При этом интересно, когда эти перемены происходят, пускай чем всего больше, тем лучше. Например, «Мегаполис» и «Почтальоны» - в первой я какой-то серьёзный, особо весёлых песен не получается, а со вторыми больше клоун, удаётся как-то оторваться и расслабиться.
- Кроме Вас, почти никто на нашей сцене не пропагандирует так немецкую культуру, язык скорее ассоциируется с фашизмом, чем с Гёте и Шиллером и не является в представлении большинства слушателей благозвучным…
- Меня с детства очень много связывает с Германией – обучение языку в спецклассе, жизнь школьником в немецкой семье Дрездена, увлечение их великой культурой. Думаю, в прошлой жизни я что-то задолжал Германии, сейчас стараюсь отдать. А насчёт фашизма, сами немцы только сейчас избавляются от стыда за своё прошлое, гордо говоря, что они немцы, живя в Германии, а не уезжая в другие страны. И мне хочется внести посильный вклад в то, чтобы в нашем сознании немецкий язык не ассоциировался только с порнофильмами. Считаю, что со времён нашего хита «Карл-Маркс-Штадт» это удаётся.
- Недавно была нашумевшая история, когда за публикацию цитаты Геббельса про Ленина была уволена вся SMM-редакция ВГТРК. Справедливо ли?
- У меня нет ответа. С одной стороны, я не считаю, что запретами можно что-либо решить, с другой стороны, в той же Германии тема нацизма под более серьёзным запретом, чем у нас. За одно только нацистское приветствие вас могут оштрафовать на 12.000 марок, в стране не продаются не только книги Гитлера и его помощников, но и военных полководцев рейха. Цитата Геббельса, важна или нет, не знаю, но всем известно, что он был подонком.
- За кого будете болеть на Олимпиаде в Сочи?
- У меня вообще нет телевидения, да и работы сейчас море, готовлю новые проекты, так что буду скорее не смотреть, а следить за Олимпиадой. А болеть – конечно, за наших, а за кого же ещё!?
- Олег, приедете когда-нибудь в Тулу с «Мегаполисом»?
- С удовольствием, откликнемся на первое же приглашение!
Спина действительно не помешала Нестерову с «Почтальонами» выдать запоминающийся концерт, балансировавший на грани кабаре, стендап-камедии и… музейного проекта, где в роли экспонатов выступили немецкие песни 1930-40-х годов. Музыканты, якобы самые настоящие берлинские почтальоны, дополняли артистичного Нестерова акустическими инструментами, а сам Олег, в отличии от меланхоличного себя из «Мегаполиса», активно двигался, танцевал, и даже в тему махал ГДРовским флагом.
Зрители услышали в песнях детективные истории, куплеты алкоголика-шпиона из довоенного вестерна, легшие в основу гимна ГДР, узнали, за что нацисты расформировали почтальонские капеллы, а их участников отправили на фронт.
Большая часть репертуара прозвучала на русском языке, однако несколько песен, имевших особый фонетический колорит, были исполнены по-немецки. Зал, на удивление, сразу и отлично принял русско-немецкий бэнд.
Признаюсь, никогда не любил «настоящий московский ансамбль Мегаполис», считая некой бледной копией The Cure, но после этого великолепного концерта пересмотрел своё отношение к творчеству Олега Нестерова. И во многом этому помогла соответствующая обстановка небольшого камерного зальчика ДК «Ясной Поляны».
Игорь Гарин