0

Долой «четвертую стену» театра!

Автор: Editor от 26-04-2015, 19:08

Долой «четвертую стену» театра!

 

В октябре прошлого года художественным руководителем Тульского академического театра драмы стал Гарольд Стрелков. Талантливый режиссер имеет свой индивидуальный взгляд на театр, полон идей и планов, поэтому тульских зрителей ждет множество сюрпризов. Каких именно, нам рассказал сам Гарольд Владимирович.

 

Расскажите немного о себе.

Родился я в 1968 году в городе Конаково Калининской (ныне – Тверской) области. В десять лет переехал с родителями в Челябинск, где окончил Челябинский государственный институт культуры (курс В. Деля). В 1991 году перебрался в Москву, окончил Российскую академию театрального искусства – ГИТИС (мастерская Петра Фоменко). Работал режиссером-постановщиком Московского драматического театра «АпАРТе», художественным руководителем АНО ТО «Стрелковтеатр», главным режиссером Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета и, проработав там три года, снова вернулся в Москву и занял должность помощника художественного руководителя и режиссера московского драмтеатра «АпАРТе». А уже следующим этапом стал Тульский академический театр драмы. Это мои официальные места работы, также я ставил много спектаклей и в других театрах.

А вот когда я еще занимался в театральной студии, то мечтал стать артистом. И, когда поступил в институт культуры на театральную режиссуру, больше занимался не театральной режиссурой, а актерским мастерством. Мне все-таки посчастливилось попробовать себя в роли актера. Я учился в киношколе вместе с Валерией Гай Германика, тогда она и позвала меня сняться в картине «Все умрут, а я останусь».

Моя семья сейчас осталась в Москве. Жена – известный театральный продюсер, у нее такие проекты, что она никак не сможет уехать, но поможет во многом с нашими амбициозными планами, ведь я приехал в Тулу не один спектакль поставить, а заниматься более глобальными задачами…

 

Что изменилось в тульском театре драмы с вашим приходом?

Я никогда не делал спектакли иллюстративными. Считаю, если вы хотите узнать содержание пьесы, так прочитайте ее, а спектакль – это некое творение художника, его видение. И у меня есть свой особый взгляд на театр. После того, как я ушел из Санкт-петербургского академического театра имени Ленсовета, три года не работал в этой сфере – находился в поиске новых содержаний и в результате всех своих размышлений пришел к нынешнему пониманию театра.

В современных постановках основное внимание уделяется зрелищу, режиссеры хотят поразить глаза и уши зрителей. Сейчас же техника позволяет создать спектакли не хуже, чем фильмы. А я, наоборот, хочу больше акцентировать внимание на содержании. Мои нововведения связаны с разрушением пресловутой «четвертой стены». И я за то, чтобы спектакль создавался на глазах зрителя и чтобы он, зритель, являлся его активным участником. Например, в спектакле «Отчего люди не летают…» по мотивам драмы А. Н. Островского «Гроза»,  премьера которого состоялась в феврале этого года, мы все время обращаемся к зрительному залу с вопросом «Отчего же все-таки люди не летают?», и зрители со своих мест дают ответы. Я три года работаю в формате «живой сказки» и никогда не сталкивался со зрительским непониманием. Мной движет чистота намерения и искренность, ведь человек на открытость открывается. И я надеюсь, что и дальше зритель будет оставаться полноценным партнером, способным высказываться и участвовать в исследовании предложенной нами темы.

В феврале состоялась еще одна премьера. Спектакль «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» связан с предыдущем спектаклем темой. Моим предложением театру было исследование темы любви в ее разнообразных проявлениях. История «Грозы» – это та любовь, треугольник, многоугольник, с которой нам очень сложно разобраться и примириться. А история святой блаженной Ксении Петербургской является как бы продолжением «Отчего люди не летают…» и ответом на вопрос, поставленный в «Грозе»: что же такое безусловное счастье? Кстати, в этой постановке я использовал достаточно интересный прием: всех персонажей в этом спектакле играют актеры театра, кроме одного. Ксения Петербургская всегда вызывается из зала! И спектакль не начинается до тех пор, пока Ксения не выйдет.

Таким образом рождается коллективное творчество, зритель ощущает себя участником спектакля. Поэтому для меня важен не только выход на саму проблему, которую я ставлю в спектакле, но и на пути решения этой проблемы вместе со зрителем.

Кстати, как только я сформировал свой взгляд на театральное искусство, мне поступило предложение участвовать в конкурсе, после победы в котором я возглавил Тульский академический театр драмы.

 

Какие сейчас планы у вас и ваших коллег?

Мои дальнейшие планы – это опять связка из двух спектаклей, объединенных темой любви. Первый спектакль будет поставлен по пьесе современного драматурга – Максима Курочкина «Класс Бенто Бончева». Если вкратце, то эта пьеса об обществе, в котором уже нет любви, где круг ученых занимается работой над вопросом: была ли вообще когда-то любовь и если была, то зачем?

А вторая постановка будет сделана по пьесе древнегреческого комедиографа Аристофана – «Лисистрата». Она о том, что мужская часть общества, запутавшись в политических и военных проблемах, абсолютно забывает о любви, и женщины решают их наказать и лишают возможности интимных отношений и таким образом препятствуют дальнейшему развитию конфликтов. Основная идея этой пьесы состоит в том, что как только люди между любовью и чем-то еще выбирают «что-то еще», то это обязательно приведет к войне.

Кроме меня, в театре постоянно работает полюбившийся тульским зрителям Дмитрий Краснов. Всем он знаком по спектаклям «Винная комедия», «Боинг-боинг» и т. д., а сейчас ставит комедию М. П. Старицкого «За двумя зайцами». Также друг нашего театра – художественный руководитель московского театра «АпАРТе» Андрей Любимов – приступает к работе над лирической комедией Леонида Зорина «Измена».

 

От чего зависит выбор спектакля, который вы собираетесь ставить?

От жизни. Я не выбираю пьесу. Как правило, в определенный этап моей жизни существует тема, которая волнует меня. Сначала у меня возникает идея, а потом я подбираю к ней материал.

 

На какую аудиторию нацелены ваши постановки?

На умную, начитанную – на ту, которая к театру относится, как к храму, ведь театр – это то место, где мы размышляем о том, как нам жить, как очистить души… Кстати, сейчас стало приходить много молодежи на спектакли. Мне, безусловно, это очень приятно! Еще мне нравится, когда к нам приходят целыми семьями, ведь так у людей появляется возможность обсудить ту или иную проблему внутри семьи, и, если она актуальна для них, попытаться решить назревающие конфликты, а может, быстрее найти в чем-то общий язык, прийти к общему знаменателю. А что касается конкретно туляков, то это одни из самых благодарных зрителей, иначе я бы сюда не пошел работать. Например, в Москве и Петербурге зритель не часто встает в конце спектакля, аплодируя. А здесь это уникальная традиция!

 

Чего ожидать тулякам в ближайшее время?

Недавно я предложил нашему Министерству культуры и туризма программу, связанную с тем, что теперь не только зритель будет приходить в театр, но и театр сделает шаг к зрителю. Свои последние постановки я делал в таком формате, чтобы они не были привязаны к определенному пространству, то есть мы можем осуществлять их абсолютно в любом месте! Нам не нужны специальные условия, чтобы мы могли поговорить со зрителем о волнующих нас темах. И поэтому мы нашли несколько мест в городе, где мы сможем играть наши спектакли. Такие площадки будут расположены в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого, Тульском государственном университете, Тульском областном колледже культуры и искусств,  Музее изобразительных искусств и в Тульской областной универсальной научной библиотеке. Мы надеемся, что это нововведение в скором времени перерастет в систему клубов любителей театра. Мы создаем такой формат, чтобы зритель, столкнувшись в жизни с какой-то проблемой, имел возможность, придя на спектакль, не только посмотреть его, но и обсудить волнующую его проблему, подумать над ней и сделать какие-то правильные выводы. 

Еще одним новшеством станет то, что на каждую постановку спектакля «Класс Бенто Бончева» будет приезжать автор – Максим Курочкин – и корректировать действия актеров в зависимости от данной аудитории и данного дня, то есть будем писать вариант пьесы «на сегодняшний день». И, может быть, таким образом будет создан тульский вариант этого спектакля.

 

Расскажите про актерский состав, с которым вы сейчас работаете.

Тульскую труппу я не менял. Актеры, которые играли до моего прихода, и сейчас работают. Благодаря долгому руководству Александра Попова коллектив привык двигаться в определенном русле, он не находится в хаосе. Единственное – увеличился его состав, потому что я привел в Тульский академический театр драмы трех актеров, с которыми давно работаю и с кем нашел общий язык. Это два артиста из Санкт-Петербурга – Полина Курицына (она играет Катерину в спектакле «Отчего люди не летают…») и Валентин Люненко (играет Тихона) – и актер из Москвы – Андрей Давыдов (играет Кулигина). И в тот момент, когда я стал художественным руководителем театра, пришли еще три актера.

 

Что для вас самое сложное в работе?

Я считаю, что режиссера не может быть без понимающих его актеров. Поэтому самое сложное и главное в работе – это как раз прийти к общему миропониманию. Важно, чтобы и отношение к жизни было одинаково. В театре есть такое выражение, что настоящий разговор (а театр – это мой разговор со зрителем) должен идти не из уст в уста, а от сердца к сердцу, ведь уста могут лгать, а путь от внутреннего «я» к зрителю через роль должен быть прямым. И, когда я вижу, что актер придерживается взглядов, отличных от моих, отмечаю, как ему становится сложно существовать в спектакле, а я не сторонник диктаторского подхода к работе и не могу настаивать на том, чтобы актер играл так, как ему сказали, – он должен сам чувствовать свою роль и персонажа. Поэтому ключевым условием при подборе актера на роль для меня являются его личностные качества. В спектакле «Отчего люди не летают…» нам удалось найти общий язык. В этой постановке есть так называемые «странные люди», задача которых – создавать определенную атмосферу вокалом, звуком или фразой, они представляют собой некую «серую» массу, то есть эти актеры отказались от своего «я» ради общей идеи, а это и есть то самое слияние…

Приходите в театр – вас ждет много интересного!

 

Беседовала Ульяна РОДИОНОВА

Категория: Журнал "Тульский ARSENAL" » Культура

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)
Вопросы и предложения направлять по адресу: 71info@mail.ru