0

Тульские арт-хроники

Автор: News от 8-06-2010, 23:39

 Искусство против самоваров
Проект под названием «Неделя современного искусства в Туле» вырос практически на голом энтузиазме небольшой группы тульских художников. В масштабах же нашего города это превратилось в крупное событие, поскольку такого количества авторов и площадок, собранных под знаменами «контемпорари-арт» (современное искусство, англ. – прим. Авт.), в течение аж целой недели Тула не видела никогда. 
Тула – город самоваров
В Туле люди делают самовары
Люди живут в самоварах
Люди ездят в самоварах
Люди сами самовары
Они передвигаются на коротких ножках и выпускают пар
Я тоже скоро стану самоваром
Самовар – это большая тюрьма
Самовар – это большая тюрьма
Самовар – это большая тюрьма
Одна большая тюрьма
Это слова из околомузыкальной композиции «SamoWar» околомузыкального коллектива «Оркестр Одиноких Мелодистов Тулы». Ее автор (Владимир БАЛЯСНИКОВ), являясь одним из кураторов арт-фестиваля, одну из главных задач проведения Недели современного искусства определяет как «объёдинение усилий для точечных ударов по самоварщикам и самоварам». 
– Главная цель – не заявить о себе, а показать принципиально новую художественную логику, – рассказывает Владимир, – уйти от академизма в искусстве – от того, что принято называть «великой культурой». Поскольку «великая культура» не способна решить проблем современности, она неподвижна, немобильна, неактуальна, мертва. Современное искусство настаивает на принципиальном плюрализме (множественности) взглядов, имеет дело с множеством идеологий и направлений – и в резкой, патологичной, нервозной, кричащей форме сталкивает человека нос к носу с современной ему реальностью. Порой это выглядит как нечто «дикое», но это всего лишь адекватный ответ абсурдности сегодняшнего дня. 
Этот манифест «самовароборчества» (как символа противостояния актуального искусства и консервативных, академических его форм) призваны были реализовать участники Недели, работающие в самых разных жанрах. Авторам же вовсе не обязательно было иметь диплом о высшем художественном образовании или какой-никакой статус художника, чтобы представить свои работы на той или иной площадке.
– Мы принципиально приглашали людей практически с улицы, – рассказывает Владимир, – и в этом видим выход. Например, когда мы готовили выставку, мне позвонила девушка, выразила свое желание поучаствовать, но, дескать, рисует плохо, и сюжеты у нее порнографичны. Я очень этому обрадовался, потому что современное искусство именно и должно быть таким – очень неакадемичным, наивным и даже порнографичным. К сожалению, работ этой девушки мы все же не увидим из-за определенных обстоятельств. Но подход должен быть таким. Пикассо говорил, что ему «понадобилась вся жизнь, чтобы разучиться рисовать». 
Брехт наоборот
Площадки для проведения Недели современного искусства в Туле предоставили: ТулГУ, колледж культуры и искусств, музей «Тульский некрополь», киновидеофонд, клуб «Ворота Солнца» и клуб «Жамки», частная галерея «Citycelebrity», фотостудия «КВАДАРТ», магазин «Либра». В субботу на входе в центральный парк был устроен арт-парад с боди-артом, ярмаркой и показом мод. 
В рамках Недели, кроме собственно выставок и множества лекций (о «Черном квадрате» Малевича, например, о влиянии Маркиза де Сада на современный театр и др.), японского видеоарта, бук-арта (авторских книг-объектов), различных музыкальных программ и вечера абстрактной поэзии, приняли участие и театральные площадки. Так, в тульском колледже культуры и искусств студенческая театральная труппа сыграла спектакль «7 смертных» по Рису Крейси (сюжет затрагивает много острых «табуированных» для классического театра тем: наркотики, ксенофобию, подростковый цинизм и жестокость и т. п.), а в стенах 6-го корпуса ТулГУ молодежным театром-студией «РИСК» был сыгран спектакль «Глаза голубой собаки» по мотивам произведений Маркеса. 
– Тула не готова воспринимать новаторские формы искусства, я уже многие годы – ровно столько, сколько существует наш театр, – бьюсь с этим, – утверждает художественный руководитель и режиссер «РИСКа» Геннадий КРЕСТЬЯНКИН, – но отдачи немного, честно говоря. Мало кто хочет этим заниматься и как-то продвигать, и единицы вынуждены тащить все на себе. 
В режиссуре Геннадий Крестьянкин старается отходить от канонов традиционного театра. В истории «РИСКа» есть спектакли, в которых актеры находятся в зрительном зале, а зрители – на сцене, спектакли под открытым небом, на городских свалках и т. п. Однако репертуар не сплошь состоит лишь из современных авторов – в него также может входить и классика. 
Собственно, «Глаза голубой собаки» – образец именно «неканоничности». Традиционной границы, разделяющей сцену и зрительный зал, здесь просто нет. Зрители – почти полноправные участники спектакля. К ним обращаются актеры, их якобы случайно задевают одежды героев, а кроме пространства спектакля, никакого другого пространства нет: действие происходит за спиной, сбоку и вообще где угодно! В общем «эффект очуждения» Бертольта Брехта с точностью до наоборот: немецкий реформатор театра старался преодолеть магию вовлеченности в происходящее на сцене, постоянно переключая внимание зрителя, здесь же, напротив, – растворение зрителя в происходящем, стирание границ и близость драматического действия усиливают эту магию, но ясности от этого становится не меньше, а больше. 
Сто путей и сто дорог
Активное участие в тульской Неделе современного искусства принял музей «Тульский некрополь». Кроме предоставленного галерейного пространства, в предпоследний день Недели была организована ночная экскурсия по Всехсвятскому кладбищу, которое само по себе – вполне музей, т. к. по количеству редких надгробий, семейных склепов известных туляков прошлого века и других кладбищенских реликвий равных ему в Тульской области нет. Именно поэтому это кладбище так любят тульские готы, которым, кстати, вместо привычных обвинений в мародерстве, была выражена официальная благодарность за помощь в уборке территории и восстановлении некоторых ценных скульптур… 
– То, что такое мероприятие удалось организовать в Туле, просто замечательно! – считает директор музея «Тульский некрополь» Александр АЛАДИН. – Конечно, хотелось бы, чтобы в следующий раз выставки и все мероприятия были проведены в рамках какой-то отдельной тематики, а еще лучше – были бы как-то связаны с нашим городом. Сейчас же, насколько я понимаю, авторы выставляли все то, что было сотворено «в стол». Но общественный резонанс очевиден…  
В выставочном зале «Тульского некрополя» были представлены работы Владимира ПУРЦЕНА («Веселые Роджеры» – серия фотошаржей на друзей и знакомых, каждый – в образе всем известного пиратского значка) и Тани ЧЕВЕРОВОЙ (в 12-летнем возрасте на уроке истории она нарисовала эпичный комикс «На этой тропе ты станешь вожаком» – о перипетиях на пути превращения маленького волчонка в лидера стаи). Выставочный зал украшают и инсталляции Владимир БАЛЯСНИКОВА «Алтарь Тимати Лири», «Адам. Импровизация» и др. Кроме того, два вечера подряд были сыграны полуимпровизированные концерты Владимира Пурцена, Сергея Шера, «Оркестра Одиноких Мелодистов Тулы», группы «GRENADE SURROUND».
Также в очередной раз (уже в 4-й) на тульской площадке представили свои работы тверские художники Аксеновы(древни)Е (супруги Инга и Алексей) – неоднократные участники московских и петербургских выставок, иллюстраторы ряда московских газет и журналов. 
Их новая работа «Сон приходит на порог…» представляет собой инсталляцию, смонтированную, как признаются сами художники, впервые без какого-либо искусственного освещения. Небольшая комната убрана полупрозрачной белой тканью. Под потолком из этой же ткани создано подобие купола храма, из самого центра опускается колыбель с плюшевой игрушкой. На стенах висят фотографии с прошлогодней инсталляции – кладбища домашних животных. «Кувенька. 1992-2009», «Фенечка. 2006-2009», «Кот Пусик» – такие надписи выведены на «игрушечных» могильных плитах. В комнате при этом звучит колыбельная: «Сон приходит на порог. / Крепко-крепко спи ты. / Сто путей, / Сто дорог / Для тебя открыты!» 
– Можно совершенно по-другому услышать слова этой песни, – делятся художники, – потому что сон и смерть – вещи близкие, ведь это переходные состояния, состояния перед рождением заново… Здесь можно увидеть и религиозное значение, и какое-то житейское… 
Лейтмотив творчества Аксеновых – сочетание образов детства, наивности, чистоты (плюшевые куклы) с образом смерти (одна из их прежний работ называлась «Тибетская книга мертвых игрушек» – о загробных путешествиях этих самых игрушек). Сам по себе прием не есть изобретение, но только у Аксеновых это слияние выглядит столь гармонично. И зритель понимает, что смерть для жизни не конец... 
К слову, Инга в творческом тандеме занимается изготовлением кукол, шитьем, а Алексей разрабатывает концепцию, пытается понять, что из этих наработок сможет «вырасти». Можно сказать, что Аксеновы(древни)Е – неделимое «творческое целое», ведь именно это подчеркивает загадочная буква «Е» – как знак того, что АксеновыЕ могут существовать лишь во множественном числе и никак иначе. Ну а «древниЕ» – это в противовес «новыЕ», что ясно читается в их фамилии. 
– Мы уже более 10 лет творчеством занимаемся, – рассказывают Инга и Алексей, – так что слово «новыЕ» тут не пойдет, но и «старыЕ» тоже. Нам больше нравится слово «древниЕ». 
 
Контемпорари-ликбез 
Инсталляция – одна из форм современного искусства, представляющая собой композицию в пространстве, созданную из различных элементов, среди которых могут быть как обычные предметы быта, так и специально созданные. В отличие от коллажа инсталляция создает трехмерное пространство, часто зритель может находиться внутри самой работы. 
Арт-объект – предмет, наделенный художественный смыслом. Пример: в начале прошлого века Марсель Дюшан представил на суд публике обычный свинченный фарфоровый писсуар, назвав эту работу «Фонтан». Работа до сих пор считается самым значимым арт-объектом XX века. 
Видеоарт – направление в искусстве, использующее в качестве средства выражения возможности видео, телевидения, компьютера и тому подобных визуальных технических средств. 
Поп-арт – направление в искусстве, использующее образы продуктов потребления. 
Перформанс – форма современного искусства, в которой произведением искусства являются действия художника – в определенном месте, при определенных обстоятельствах, в определенном художественном контексте.

 

Дмитрий БОРИСОВ 

 

фото смотри здесь

Категория: Журнал "Тульский ARSENAL" » Beauty & Style

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)
Вопросы и предложения направлять по адресу: 71info@mail.ru