0

Сорока-воровка кашу заварила…

Автор: News от 11-04-2012, 15:33

Сорока-воровка кашу заварила…  

Сорока-воровка, сорока-разбойница – так во все времена величали эту статную птицу с затейливым хвостом и классически модным черно-белым окрасом. Выходит, в народе она большой любовью и уважением не пользуется. Люди напраслину зря возводить не станут. А у Михаила Бабкова, большого любителя певчих птиц, с ней и вовсе счеты особые.

 

С детства Миша был близок к природе, благо жил в старинном деревянном районе Тулы Подьячье – рядом с рекой и обширными полями. Мальчишка увлекался птицеловством и охотой. Была у него даже большая коллекция птичьих яиц. Гнезд он не разорял, брал только одно яичко и уходил. А вот сорочьего яйца у него в коллекции не было, потому как сорока в Туле была величайшей редкостью! И если сорока как-нибудь залетала на  рабочую окраину, то разговоров у мальчишек потом было на целую неделю. Первый раз Мише удалось найти сорочье гнездо в районе деревни Осиновая Гора, это километров пять от города Тулы. Для него это было событие большое и радостное.

Любознательный парень долго думал над тем, почему сороки так редки в городах, а потом понял, что тут для них недостаточно пищи. В прежних деревнях всегда было обилие домашнего скота и птицы. И в этих краях сорока чувствовала себя царицей. От скота всегда оставались какие-нибудь крошки, и можно было безбедно перезимовать. Но проходили холода, начиналось лето. А в этот период сорока питается исключительно птенцами певчих птиц! Она высматривает, где находятся птичьи гнезда. И выжидает, когда вылупятся птенцы. Когда же птицы-родители отправляются за кормом, сорока тут как тут – и моментально уничтожает все потомство.

В последние десятилетия сороки появились в городе в огромном количестве. И объяснение этому тоже имеется. Российские деревни стали вымирать. Некоторые и вовсе оказались стертыми с лица земли. Разваливались колхозы, падало поголовье скота. И у сорок не стало привычного для зимнего периода корма. Пристанище себе пернатые эмигранты облюбовали на городских свалках. На окраинах Тулы тоже сократилось количество свиней, уток, гусей. Многие жители поселка Барсуки, наверное, помнят ту трагедию, что произошла с большой популяцией чаек, гнездившихся на скалистых обрывах барсуковского карьера. Сороки и здесь преуспели в своем варварском хищничестве. Чайки больше не строят себе гнезд у карьера…

 

Лет двадцать назад в Туле пропали скворцы. И не надо долго искать ответа, куда исчезли эти любимые нами певцы. Некоторые орнитологи в свое время печатали на эту тему статьи, что много скворцов погибло якобы из-за опыления лесов и полей химическими составами и удобрениями на юге Америки. Но у Михаила Александровича есть на этот счет свое особое мнение.

Однажды, сидя у своего дома на лавочке, он услышал странный писк и стрекотание и, к своему ужасу увидел, как сорока за клюв вытаскивает из скворечника молодого скворчонка. Скворчата всегда очень любопытны и нетерпеливы и в ожидании родителей всегда высовываются в окошечко. Бабков не успел ничего предпринять. Сорока схватила птенца когтями, взмыла вверх и на лету начала его долбить мощным клювом. На этот крик слетелись и набросились на воровку старые скворцы, несколько пар. И только тогда старый охотник и натуралист понял, зачем сороке такой красивый веерный хвост! Хищница тут же распустила перья, стала ими размахивать и разогнала всех защитников. А вот скворцы в скором времени в садах и парках Тулы и окраинных лесах перестали существовать…

 

 Сороки садятся на свои гнезда раньше, чем певчие птицы, и к тому времени у них уже выводятся птенцы, кормом для которых в последующем служат певчие птенчики. Об этом Михаил Александрович знает не понаслышке. Он часто пас своих коз на прилегающих к Подьячью полях и хорошо видел, что там происходит.

Сорока не станет трогать старую птицу, тащит только молодую. Так сороки ликвидировали популяции чибиса, перепела, жаворонка, желтой и белой трясогузок, чеканку луговую, каменку. Однажды наблюдательный пенсионер видел, как из бурьяна выпрыгнула птица, а на ее место нырнули десятки сорок. Когда он подбежал к этому месту, оказалось, что это был выводок куропатки, который сороки успели растащить в считанные минуты. Но на этом сорочье стадо не угомонилось, Бабков бросился дальше в кусты и обнаружил там маленького заклеванного зайчонка!

Приходилось бывалому охотнику не раз наблюдать, как прожорливая вредительница уничтожает утиные гнезда, выслеживая местонахождение кладок. Кроме того, Михаил давно приметил, что одно из излюбленных лакомств сороки – это цыплята домашних кур. Они довольно-таки легкая добыча.

 

Только вот как бороться с сорокой? Об этом Михаил узнал лет двадцать назад, когда ездил на охоту в Прибалтику. В Эстонии и в Латвии ему пришлось познакомиться с несколько необычной практикой. На полянках, высоких пнях, крышах строений иногда встречались гнезда с «куриными яйцами». Внешне они выглядели как настоящие! Часть яиц была расклевана, осталась одна скорлупа. Но, когда охотник внимательно пригляделся, увидел, что на каждом яйце стоял штамп: «Осторожно, отравлено! Ликвидация сорок»

Потом он узнал, что местные ветеринары из куриного яйца отсасывали шприцем немного жидкости, а потом впрыскивали туда стрихнин (токсичный препарат, зачастую используется в качестве пестицида), немного взбалтывали, ставили клеймо и клали на место. В течение двух-трех дней гнездо такое оказывалось разворованным. А счет был простой: сколько исчезло отравленных яиц, на столько же стало меньше сорок, ведь не одна другая птица не соблазнится куриным яйцом, только сорока.

 

В Туле на нынешний день в большом количестве уцелели, пожалуй, лишь воробьи и синицы. Первые привыкли гнездиться в вентиляционных ходах домов, а вторые – в дуплах, куда сороке-воровке никак не пробраться. Фактически перестали существовать в нашем городе такие птицы, как городская ласточка, или воронок. Прежде ее слепленные гнездышки часто можно было видеть под крышами жилых домов. Сороки легко разрывали своим клювом домишки ласточек и уносили добычу.

Наверное, еще многие помнят, как по вечерам осенью над крышами высотных домов и церквей стаями с пронзительным свистом носились стрижи. Так они обучали молодняк, готовясь к отлету в теплые страны. Сегодня в Туле невозможно увидеть ни одного стрижа! Пока самка и самец ловят мошкару на корм своим детенышам, сороки – полноправные хозяйки в их гнездах. Точно также пострадали от сорок и голуби, численность которых в последнее время разительно сократилась, а ведь в кладке голубицы не бывает более двух яиц…

Не так давно, находясь в поле с козами, Бабков, как обычно, наблюдал за дикой природой и обратил внимание, что в одно и то же место у берега Упы слетается множество сорок. Он отправился туда и нашел около десяти сорочьих гнезд. А выглядит гнездо разбойницы так: устроено оно из большого количества хвороста, с хворостяной крышей. Внутри гнездо вымазано глиной. Птица умещается в своем убежище целиком, прикрывая вход в него хвостом. Минимальное количество яиц в кладке, которое удалось обнаружить Бабкову, – шесть штук, максимальное – десять. Надо ли говорить, что все эти находки были уничтожены…

Разбивая сорочьи кладки, старый натуралист с грустью вспоминал, как лет десять назад на противоположном берегу Упы, где много зелени, прижились соловьи. И все жители Подьячья целое лето наслаждались их дивным пением. Сороки не упустили случая уничтожить соловьиные выводки. Еще два года подряд соловьи пытались гнездиться в том же месте, но, уверившись, что здесь их гнезда неизменно рушатся, навсегда покинули эти края. Потом на злополучном месте обосновалась колония дроздов-рябинников. Их было около ста особей, за кормом прилетали на ту сторону реки, где подьяченцы пасли коз. За два года сороки извели всех птиц…

 

Александр ШАХНО

Категория: Журнал "Тульский ARSENAL" » Это интересно!

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)
Вопросы и предложения направлять по адресу: 71info@mail.ru