0

Игорь Бутман: Тула – моя Родина

Автор: Editor от 23-01-2013, 19:25

Игорь Бутман:

Тула – моя Родина

Это не только выдающийся джазовый музыкант, но и невероятно обаятельный и открытый человек. Общаться с ним тепло и приятно. Поэтому неудивительно, что саксофон, да и любой другой инструмент превращается в его руках в живое существо, и исполнение завораживает.

В Тулу Игорь Бутман на этот раз приехал с оркестром «Виртуозы Москвы». Программа была исполнена, на первый взгляд, не совсем джазовая, однако получилась необыкновенно универсальной: ее с удовольствием слушали и поклонники классики, и поклонники джаза, и просто любители красивой музыки, не отдающие предпочтение какому-то одному стилю. Чайковский, Глазунов, Пьяццолла звучали по-новому и очень органично!

 

Из нашего досье

Родился в 1961 году в Ленинграде.

В 11 лет начал играть на кларнете в детской музыкальной школе.

Одновременно серьезно занялся хоккеем и даже выступал за юношескую сборную «СКА Ленинград».

В 1976 году поступил в музыкальное училище имени Мусоргского по классу саксофона. Будучи студентом, начал играть в ансамбле Давида Голощекина. Участвовал в концертах и записях «Популярной механики» Сергея Курехина, а также групп «Кино» и «Аквариум».

В 1981 году в газете «Советская молодежь» был назван «Открытием года».

В 1983 году переехал в Москву и играл в оркестре Олега Лундстрема – пожалуй, лучшем биг-бенде СССР.

В 26 лет эмигрировал в США, где уже имел свой фан-клуб, состоящий из самых знаменитых и уважаемых американских джазменов.

В 1987 году поступил в The Berklee College of Music, где получил диплом по двум специальностям: концертный саксофонист и композитор.

Карьера в Америке развивалась стремительно. Бутман выступал со своей группой в ведущем джаз-клубе Бостона, играл с лучшими музыкантами.

В 1992 году впервые за время эмиграции выступил в Москве на международном джазовом фестивале.

В мае 1995 года был удостоен чести выступить в Грановитой палате Кремля перед президентами США и России – Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным.

В 1996 году возвращается в Россию.

Имеет двойное гражданство: РФ и США.

В 1997 и 1998 гг. выступил в качестве продюсера и организатора Независимых джазовых фестивалей в Москве с участием российских и зарубежных музыкантов.

В марте 1999 года организовал свой оркестр Igor Butman Jazz Orchestra, собрав в нем лучших джазовых музыкантов России. Одновременно с оркестром возник Квартет Игоря Бутмана.

В июне 2000 года саксофонист играл для президента России Владимира Путина и президента США Билла Клинтона. Последний описал свое впечатление от выступления Бутмана в книге «Моя жизнь» так: «В финале на сцене, погруженной во тьму, играл мой самый любимый из ныне живущих джазовых тенор-саксофонистов – Игорь Бутман».

В 2003-2004 гг. выступал с такими мировыми звездами, как Рэй Чарльз, Джордж Бенсон, Эл Джеро.

C 2000 года проводит крупнейший российский джазовый фестиваль «Триумф джаза».

Руководит собственным звукозаписывающим лейблом Butman Music. Является арт-директором двух Клубов Игоря Бутмана в Москве.

В течение пяти лет был телеведущим программы «Джазофрения» на канале «Культура».

Выступал в различных проектах, в том числе с альтистом Юрием Башметом и его оркестром «Солисты Москвы», с симфоническими оркестрами, с оперной примой Еленой Образцовой, в театральных постановках Михаила Козакова; записывал музыку ко многим фильмам. Лариса Долина и оркестр Игоря Бутмана создали две джазовые концертные программы.

Участвовал в проектах «Первого канала»: «Звезды на льду» (в паре с фигуристкой Марией Петровой) и «Ледниковый период» (в паре с Албеной Денковой).

В июне 2004 года за выдающийся вклад в развитие музыки был удостоен звания Лауреата Государственной премии РФ в области литературы и искусства.

В октябре 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев присвоил музыканту звание народного артиста РФ.

Женат вторым браком. Первая жена Айлин – американка, есть общий сын. Вторая жена – Оксана, у супругов два сына: 16-летний Даниил и 4-летний Марк.

Любит читать произведения Хулио Кортасара, Эдварда Радзинского, биографии джазовых музыкантов, книги о джазе. Увлекается хоккеем, по-прежнему играет в него.

 

Наш земляк

Игорь Михайлович, оказывается, мы земляки. Как вы узнали, что ваши корни – из Тулы?

Я всегда чувствовал, что меня что-то связывает с Тулой, но, чтобы так серьезно, даже не ожидал. Когда «Первый канал» снимал передачу «Моя родословная», ребята раскопали, что мои корни ведут в Тульскую губернию. Мой прапрапрадед родом отсюда – Колзаков Павел Андреевич, адмирал, участник наполеоновских войн. Его родной брат Андрей основал Тульский кадетский корпус, о котором мне недавно подарили книгу. Было очень приятно узнать о таком родстве. География моих предков разрастается, это и Тула, и город Андреаполь в Тверской области, основанный тоже моим прапрапрадедом – Андреем Кушелёвым.

Тула близко от Москвы, я часто сюда приезжал, и приезжал с радостью, но никогда не думал, что все гораздо глубже. Поэтому мы дружим сейчас с Владимиром Груздевым. Надеюсь, у нас будут совместные культурные проекты. Нужно отдать дань своей Родине.

Расскажите о своей дружбе с тульским губернатором и проектах, которые вы вместе задумали.

Мы общаемся, занимаемся вместе спортом. Конечно, хотим что-то сделать вместе, но сначала должны найти общие знаменатели. Я по всей стране пытаюсь поднять конкурсное движение молодых музыкантов, привлечь молодежь, выявить таланты. На этот счет у нас был разговор с Владимиром Груздевым, и мы будем делать это и в Туле, заручившись поддержкой министерства культуры и партии, в которой я состою. Но здесь и без того культурная жизнь идет хорошо, так что нельзя сказать, что Туле нужна спасительная помощь Игоря Бутмана (Смеется. – Ред.).

 

Перед Путиным выступать здорово!

Джаз – интеллектуальная музыка, до него нужно дорасти?

Джаз – хорошая музыка: и интеллектуальная, и для души, – там очень много эмоций, того, что надо познать. Но для этого не нужно время – нужно только желание. И, естественно, слушать лучшие примеры джазовой музыки. Она покорна всем людям: и с огромным интеллектом, и со скромным. Главное – любить эту музыку. Она, в первую очередь, влияет на эмоциональное состояние человека, а не на его размышления, потому что настолько абстрактна, что каждый представляет себе свое, может окунуться в собственный мир. Джаз, особенно инструментальный, не ограничен ничем, это музыка для всех.

Как принимают джаз сегодня?

Наша публика очень любит хороший джаз испокон веков. Поэтому, когда хорошие музыканты приезжают и играют с отдачей, публика отдает им еще больше. Тульская публика одна из самых лучших в стране! Я помню свой концерт в филармонии еще с оркестром Олега Лундстрема в 1983 году. Позже мы выступали здесь дуэтом с Даниилом Крамером: в этом зале шикарная акустика, на сцене стоял потрясающий рояль. Я очень зауважал Даниила, с которым ранее никогда не играл, а после тульского концерта началась наша дружба – творческая и человеческая.

В России на джазовые концерты ходит молодых людей гораздо больше, чем во всем мире, в том числе в Америке и Европе. В Италии я побывал на одном концерте, так моложе меня был лишь один зритель – Дима Маликов.

Как вы считаете, успешному музыканту сегодня достаточно быть только талантливым или у него еще должен быть талант продюсера?

У него должен быть талант любви к тому, что он делает. Есть очень талантливые люди, которые сразу хотят занимать первые места на конкурсах. Если этого не происходит, они начинают жаловаться, что их зажимают. Это очень опасная тенденция. Не буду называть имён, о ком идет речь. Нужно любить свое дело, и не важно, первое или десятое место ты занял на конкурсе. И любить свое дело нужно бескорыстно. А если ты делаешь бескорыстно, то можешь сразу быть и продюсером, будешь говорить: смотрите, я хочу показать вам. Тебе нужна аудитория, значит, ты будешь ее искать, выступать, а аудитория подскажет тебе, что нужно делать и в каком направлении двигаться, оценит твой талант и желание.

Для президентов и простых людей вы играете по-разному?

Конечно (Смеется. – Ред.). Это большая ответственность, все официально, есть свои нюансы. Помню, мы играли для Бориса Ельцина и Билла Клинтона первый раз, Борис Николаевич очень простой был человек, открытый, и Клинтон тоже вел себя непосредственно и доброжелательно. Играть, конечно, ответственно, но я не могу сказать, что это такая огромная разница.

Когда мы играли для Владимира Путина, долго готовились к концерту. Но не до него, а именно в этот день: приехали рано, длительное время ждали, потому что, когда именно должен был пройти концерт, не знали. Но мы были настроены позитивно, и принимали нас, хоть и зрителей было немного, тепло, а для нас публика – самое главное, важно, насколько она себя отдает. И публика была не чопорная: и Владимир Путин, и Билл Клинтон, и Мадлен Олбрайт, и Игорь Иванов были настолько доброжелательны, что всем, кто выступал, было от этого здорово!

 

Счастливый человек

Времена до отъезда в Америку вспоминаете? Свой опыт игры с рок-музыкантами…

 Я не так много с ними работал. Это был опыт хороший, но, скорее, не музыкальный, а жизненный (Смеется. – Ред.). Он не был длительным, это был факультатив.

Вы как-то признались, что не планировали возвращаться в Россию из Америки. Почему вернулись?

Человек предполагает, а Бог располагает. Мне там было очень комфортно. Но поменялась наша страна: я уезжал из Советского Союза, где строили коммунизм, и было понятно, что не построят, а вернулся в свободную Россию, где есть свобода выбора, свобода передвижения, свобода слова. И для русского человека есть смысл быть здесь и добиться чего-то в своей стране. Здесь и сложнее и легче. Но дома и стены помогают.

Расскажите о ваших детях. Они любят вашу музыку?

Когда я беру в руки саксофон, мой младший сын говорит: «Ой, папа, только не играй!» (Смеется. – Ред.).

А хоккей любит?

Пока не могу понять, все пытаюсь на коньки его поставить. Купил их, когда сыну два года было, но он их так и не надел. Теперь опять надо пробовать.

А старший сын любит музыку, но не хочет ею заниматься, потому что это сложное и порой неблагодарное дело. Нужно очень сильно любить музыку, чтобы пытаться в ней чего-то достичь, и не отчаиваться, если у тебя что-то не получается.

Вы хотя бы раз в жизни жалели, что выбрали музыку, а не хоккей?

Если бы у меня совсем плохо получалось в музыке, жалел бы, конечно (Смеется. – Ред.). А так как получается, ну что жалеть? Я всегда знаю, что если что-то не сделал, где-то не доработал, то это моя вина. Поэтому что переживать по этому поводу? Ну, пожалею пять минут и все…

Вы счастливый человек?

Конечно! Я делаю, что хочу. Встречаюсь с замечательными музыкантами – как нашими, так и зарубежными. Дружу с очень интересными людьми, знающими гораздо больше меня во многих областях. Я очень любопытный человек и люблю, когда мне рассказывают об истории музыки, хоккея, России, ведь жизнь очень интересная!

 

Беседовала Юлия КОПЫТОВА

Категория: Журнал "Тульский ARSENAL" » Звезды

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)
Вопросы и предложения направлять по адресу: 71info@mail.ru