Формула позитива
от Виктора Зинчука
В феврале гитарист-виртуоз с мировым именем Виктор Зинчук представил тулякам новую программу «Формула позитива». Музыкант рассказал о современных веяниях в обработке бессмертной классики и вспомнил о гастролях в Тулу с джазовым коллективом «Арсенал».
…………………………………………………………………………………
Из нашего досье
Родился в 1958 году в Москве
В 1976 году поступил в музыкальную школу для одаренных детей по классу классической гитары
В 1995 году с отличием окончил Московский государственный университет культуры и искусств
В 2001 году был включен в Книгу рекордов Гиннеса за исполнение собственной вариации «Полета шмеля» Римского-Корсакова со скоростью 20 нот в секунду!
В 2005 году Указом Президента РФ удостоен звания заслуженного артиста России
За последние десять лет выпустил четыре альбома: «Амадеус №146» (2002), «Двенадцать гитар магистра» (2005), «Кельтский альбом» (2010), «Формула позитива» (2012)
…………………………………………………………………………………
Ваш новый альбом называется «Формула позитива». Расскажите, легко ли работалось над пластинкой с таким жизнерадостным названием?
Над предыдущим альбомом я работал четыре года, над этим – всего год. Но по большому счету материал для «Формулы позитива» я начал набирать еще лет 20 назад, когда с Пугачевой записал «Мэри». Из классики на диске будут обработки Брамса, Баха, Грибоедова. Да, мало кто знает, что Грибоедов был талантливым музыкантом и оставил после себя превосходные вальсы. А в целом альбом «Формула позитива» лишний раз показал, что радоваться нужно еще при жизни! Метеорит не упал на Тулу – хорошо! Вокруг красивые девушки, наши в футбол выигрывают – хорошо! Надо видеть позитив во всем – такова философия новой пластинки!
Вы в Туле уже не первый раз. Какие произведения готовите для нашего города?
Всегда по-разному. В этот раз, например, в первом отделении – композиции из нового альбома. Во втором – «Каприз» Паганини, «Полонез» Огинского. Всегда очень приятно общаться со слушателями, поговорить о Рахманинове, туляки очень чутко относятся к отечественной классике!
Есть ли у вас опыт выступления с тульскими музыкантами?
К сожалению, в Тулу меня редко приглашают на конкурсы или экзамены выпускников музыкальных училищ. Но в целом по стране много талантливых музыкантов, им легко дается профессиональный рост. Сейчас же очень много информации, есть специальные видеошколы. В этом отношении сегодня гораздо проще учиться, совершенствоваться, особенно с развитием современных технологий. Я тоже не делаю тайн из своих выступлений – разрешаю снимать, выкладывать ролики в Интернет в свободное пользование!
А вы сами непосредственно даете мастер-классы молодым музыкантам?
Несколько лет я уже не преподаю. Однако глубоко убежден, что для музыканта важна не только техника, и есть моменты, которым нельзя научить. Музыкант – это личность, порядочный человек! Тем более если ты выходишь на сцену, чтобы поделиться красотой музыки со слушателями, – ты должен быть вдвойне чистым. Для любого исполнителя чрезвычайно важна нравственная чистота!
Кого вы можете назвать в качестве таких цельных личностей? С кем, может быть, вы выступали вместе?
Таких музыкантов немало. Я приглашал Игоря Бутмана, это не только крупнейший джазовый музыкант, но и потрясающий, многогранный человек. Играли вместе с Фрэнсисом Гойя в Кремле. Мало того, что Гойя – гитарист мирового уровня, он еще организовал фонд для культурного развития детей и подростков из неблагополучных районов. Настоящая личность!
Но ведь и вы тоже участвуете в благотворительных акциях! Например, с командой «Старко».
Да, уже много лет я играю в футбольном клубе звезд отечественной эстрады «Старко». Недавно к нам присоединились Эдгард Запашный и Игорь Касилов, известный по дуэту «Новые русские бабки». Меня вообще что-то роднит с юмористическими артистами разговорного жанра, это очень интересные, глубокие люди. Так вот с командой «Старко» мы играем благотворительные матчи. Устраиваем соревнования, а полученные деньги отдаем больным детям. Очень важно занимать активную гражданскую позицию и помогать нуждающимся!
Как вы относитесь к тому, что классическую музыку активно адаптируют к сегодняшнему дню?
Все дело во вкусе! Вспомните, например, Ванессу Мэй – потрясающая исполнительница, умный, глубокий музыкант! Не случайно она долгие годы была законодательницей моды в современной обработке музыки. Но когда ее пародировали, в большинстве случаев это звучало безвкусно. Поэтому есть обработки ресторанные, пошлые, а есть – стильные, сочные! Так что все в большей степени зависит именно от вкуса исполнителя.
Расскажите о ваших гитарах.
В Тулу я привез пять инструментов. Акустика – из Франции, мне ее под заказ делал местный мастер, и на этой гитаре записан новый альбом. Остальные – электрическая классика, «Fender Stratocaster».
Сейчас очень модно писать гимны городам. Могли бы вы написать своеобразное посвящение Туле?
Я знаю многих людей, кто готов сочинить гимн хоть городу, хоть фабрике, лишь бы платили деньги. Лично я не очень понимаю такую позицию. К тому же Огинский или Бах писали свои произведения не для какого-то конкретного места, а для всех нас. Это вселенская музыка! Что касается Тулы – впервые я побывал здесь в 1981 году с джазовой группой «Арсенал», и мне у вас очень понравилось! Москва – сумасшедший город, в нем слишком много динамики. А в Туле спокойно, я здесь очень хорошо себя ощущаю!
Беседовал Михаил КОЖАЕВ