Непал. Страна на краешке неба

Автор: Editor от 12-08-2015, 12:45

Непал

Страна на краешке неба

Духовная столица мира Непал парит в призрачной дымке вершин Гималаев. На родине Будды все дышит мудрым спокойствием, природа завораживающе красива и манит тысячи путешественников для покорения своих вершин. О том, что заставляет уехать из родного дома, чтобы несколько дней ходить по горам, рассказала Наталья Тимохина, директор тульского санатория «Строитель», побывавшая в Непале во время страшного землетрясения в апреле этого года.

У похода есть начало, но конца похода нет

Несколько лет назад мы с мужем увлеклись таким активным видом туризма, как альпинизм. На тот момент у нас уже был довольно большой опыт путешествий по миру, но, когда в поездке по Южной Америке мы оказались в Андах, попали под обаяние гор. Правда, это был не совсем туристический поход: по горной цепи мы передвигались и на машине, и на автобусах с поездами, преодолели таким «смешанным стилем» практически всю горную цепь от Боливии до Эквадора. Там нам посчастливилось спуститься в вулкан и подняться из него, и мы поняли, насколько это интересно, пусть и тяжело. Такое преодоление себя, когда из последних сил поднимаешься к вершине, делая над собой усилие, приносит большое удовлетворение, воодушевляет на новые подвиги.

Поэтому следующим нашим решением было, надо сказать, по незнанию и глупости, восхождение на Эльбрус. Там-то мы и поняли, что ничего более сложного в жизни нам делать не приходилось. Нормальные люди сначала пошли бы опробовали свои силы на небольших горах, но нет, мы не ищем легких путей! Отчасти такая же история повторилась и в Непале, куда манило желание побывать среди самых высоких гор в мире. Там нас ждало интереснейшее приключение с буддистским колоритом и настоящий экстрим!

Трек вокруг Аннапурны

Так как в Непал из России нет прямых рейсов, дорога туда не самая быстрая и легкая, но оно того стоит! Мы летели с пересадкой в Катаре, и, прибыв в Катманду, первым делом прошлись по главным достопримечательностям города, в частности по Дворцовой площади, которая насчитывает более 50 буддистских храмов, украшенных замысловатыми деревянными узорами. Но основное богатство Непала – это не древние города. На территории страны находится большая часть Гималаев и 8 из 10-ти самых высоких гор в мире, в числе которых и самая высокая точка на Земле – гора Эверест. Мы поняли, что на Эверест не зайдем, потому что на 8-тысячники поднимаются только профессиональные спортсмены-альпинисты, а дойти до базового лагеря и вернуться назад было не так интересно. Тем более после Эльбруса – прикинули, как это будет тяжело сделать, и подумали на этот раз взять что-нибудь полегче.

Про маршрут вокруг Аннапурны в Интернете пишут, что это очень легкий трек, который не требует специальной подготовки, и даже снаряжение тут совсем не обязательно – поднимайся хоть в обычных кроссовках. Расположен он вокруг одних из самых высоких в мире гор Аннапурны-1, 2, 3 и 4, высота которых достигает 8000 метров. Поэтому на всем протяжении пути можно любоваться фантастическими видами заснеженных пиков.

Нам не хотелось заказывать тур по горам у туроператора, организовывали отдых сами. Через Интернет нашли единомышленников, связались с гидом – украинцем, живущем в Непале, и определили дату встречи. Уже будучи в Катманду, мы выкупили пермит – особое разрешение на движение по определенному маршруту, потому что большая часть Гималаев находится на территории национальных парков. Пермит можно оформить в турфирмах, которые находятся там буквально на каждом шагу и в Катманду, и в более туристической Покхаре. Вот так в составе 13-и человек мы отправились на стартовую точку в город Бесисахар. И, пройдя небольшой подъем в 12 километров по зеленым горам с навесными мостиками через ущелья, остановились на первый привал.

Отличительная особенность этого треккинг-тура в том, что он довольно продуман и комфортен для туристов. Местные жители понимают, что в горах заработать больше особо не на чем, и изо всех сил стараются сделать это на туризме. На протяжении всей дороги на расстоянии 5-7 км располагаются небольшие деревушки с гостевыми домами, которые называются лоджиями. Понять, что ты подходишь к такому местечку, несложно: на пути у деревень, как правило, стоят большие каменные арки, на которых высечены молитвы. В лоджиях есть все удобства: небольшие комнаты, душ и туалеты, общая комната для сборов и ресторанчик, то есть нет необходимости брать с собой палатку и продовольствие, потому что цены на ночевки в таких домах довольно низкие – 5-7 долларов с человека. Несмотря на то, что меню во всех лоджиях одинаковое, с подъемом на высоту все реже можно встретить мясо. При этом разнообразие блюд довольно широкое – голодным точно не останешься.  Среди всего прочего нам полюбились «момо» – это такие местные пельмешки с самыми разными начинками, например с консервированным тунцом, яйцами, овощами, птицей и мясом. Очень похоже на наши пельмени, только острее.

В таких лоджиях к вечеру собирается сразу несколько групп, так что это возможность не только отдохнуть, но и пообщаться, поделиться впечатлениями. К примеру, иностранцы, узнав, что русские идут с украинским гидом, округляли глаза и спрашивали: «Как? Как такое возможно?» Им казалось, что наши отношения в таких контрах, что невозможно вообще общаться! Один из стереотипов встретившихся европейцев мы разрушили. До сих пор помню, как внимательно они рассматривали наше снаряжение, а русские, как правило, предпочитают ходить в горы в фирменных, довольно дорогих вещах. Наша группа не была исключением, и, когда мы сидели в ресторанчике на одном из привалов, ребята, которые понимают по-немецки, услышали один разговор. Немцы недоумевали, мол: «Надо же, мы думали русским от санкций капут, а они тут сидят, развлекаются и могут все себе позволить…»

Пешком из лета – в зиму

Постепенно поднимаясь, мы преодолевали пешком 15-25 км в день, чтобы постепенно акклиматизироваться. Для путешествия по горам это очень важно, потому что, если просто перенестись с 700 метров над уровнем моря на 3 тысячи метров – самочувствие будет ужасное, из-за горной болезни будет постоянно недоставать воздуха. Поэтому при восхождении на высоту в пять тысяч метров требуется около 10-ти дней.

Уже через пару дней нашего похода мы поняли, что трек вокруг Аннапурны очень напряженный. Да, здесь менее ветрено и намного теплее, чем на Эльбрусе, но тропы страшно обрывистые и узкие! Буквально в два шага тропка, и с одной стороны – скала, а с другой – обрыв с километр. И так дорожка может тянуться километр, два, три, пять, а кое-где и 10-20. Без нормальных горных ботинок пройти просто невозможно – собьешь себе все ноги по колено, не говоря уже о том, что мы переходили небольшие реки вброд, и никакие кроссовки с этим бы не справились.

При подъеме ощущаешь, как постепенно меняется климат. Начиная свой путь «летом», среди зеленых гор и разнотравья при 30-35 градусах жары, постепенно попадаешь в «зиму», где все чаще видишь голые скалы и снежные вершины. Пришлось, конечно, взять побольше теплой одежды и спальные мешки. Причем самое удивительное, что во многих лоджиях Wi-Fi и сотовая связь есть, а вот банальной «буржуйки» для обогрева нет. Хорошо хоть, что не пришлось все это снаряжение тащить самим. Мы позволили себе нанять носильщиков из местных жителей, которые шли вместе с группой. Удивительный горный народ! Один худенький непалец в кроссовках нес целых два огромных рюкзака, да еще и бежал впереди нас, что не догонишь.

Однажды я увидела, как, остановившись отдохнуть, этот мужчина, прижавшись рюкзаками к скале, достает из кармана конфетку, и вдруг у него улетает фантик. Закинув конфету в рот он быстро поймал фантик и положил в карман, чтобы не дай бог не загрязнять свой национальный парк. Трепетное отношение к культуре, истории и природным богатствам у непальцев в крови, и это, конечно, делает им честь. С другой стороны, поражает невероятная нищета, поэтому, когда мы прошли больше половины пути и возврат был невозможен, наши носильщики в классике жанра устроили восстание, начали жаловаться, что им мало платим и что за эти деньги дальше не пойдут. Удивляться было нечему, пришлось уступить.

Идти большой маршрут с такой поклажей, конечно, очень сложно. Среди нас были ребята, которые совершили еще и этот подвиг, но шли они намного медленнее, и, если мы могли позволить себе сворачивать еще и на другие тропы, чтобы полюбоваться невероятной природой, они не отклонялись от маршрута, чтобы не сильно отставать. А посмотреть тут действительно есть что! Вокруг величественные горы с заснеженными вершинами, полноводные реки и водопады – казалось, что именно здесь снимали «Хоббита» или «Властелина колец», удивительные, просто сказочные виды! На пути нам встретились навесные мосты через ущелья, увешанные буддистскими флажками с молитвами. Суть их в том, что ветер может помочь донести твою молитву до Бога. Поэтому много таких флажков можно встретить в ветреных местах в виде живописно развевающихся гирлянд. К тому же наше путешествие состоялось в конце апреля, когда растения только начинали расцветать, радуя глаз.

В Непале существует так называемый туристический сезон для похода в горы – это март-апрель-май и сентябрь-октябрь, потому что в остальное время идут очень сильные дожди, а зимой еще и очень холодно. Там даже в сезон очень много воды, везде реки, ручьи и родники с кристально чистой водой. Многие говорили, что пить эту воду ни в коем случае нельзя, но мы пили и набирали с собой в дорогу, и ничего неприятного с нами, к счастью, не произошло. Да и что может быть чище воды из горного ледника? Поэтому нам хотелось увидеть еще одно уникальное место – одно из самых высокогорных озер в мире, которое находится на высоте 4800 м, – озеро Теличо. На конец апреля оно уже должно было растаять, но так получилось, что, добравшись до места, мы увидели лишь снежную долину…

Когда ближе к обеду мы возвращались с озера, солнышко уже хорошо прогревало снег, и еще крепкий с утра наст превратился в настоящий ад! Просто делаешь шаг – и проваливаешься по пояс, а то и по грудь в снег! Ничего не оставалось, как ложиться и по-пластунски ползти – местами опять же по краю обрыва. Промокшие и с ног до головы в снегу, мы кое-как выбрались, честно говоря, нахватавшись страха и адреналина. И уже думали, что нам в этой жизни больше ничего не страшно…

Когда земля уходит из-под ног

Землетрясение случилось, когда мы подходили к базовому лагерю на перевале Торонг-Ла. Я стою на обрыве, смотрю через ущелье вдаль и говорю мужу: «Смотри, камешки как красиво падают…» Мы же не каждый день в горах бываем, сразу не поняли, что произошло. Только когда услышали крик нашего непальского гида, обернулись и увидели, как он с безумным лицом машет руками, спрятались под ближайшим валуном. «Камешки», как оказалось, не только падали где-то там, но и начали сыпаться прямо над нами! Стою и думаю: «Как странно – кажется, что подо мной трясется земля!» Когда сравнивать не с чем, понять, что это землетрясение, очень сложно, и особенно трудно не растеряться и как-то обезопасить себя.  Если мы еще нашли для себя безопасное место, то группе не оставалось ничего другого, как убегать вперед. Представьте себе, каково это – бежать в горах? Там и просто идти сложно, потому-то из-за горного воздуха один шаг – это примерно один вдох, а тут откуда-то прыть взялась даже у тех, кто уже еле-еле поднимался. Правда, одного парня у нас все-таки немного задело, камень ободрал плечо, но что случилось бы, если бы камень летел на сантиметров пять ближе, страшно представить. Ему очень повезло.

Уже когда мы пришли в базовый лагерь и поселились в небольших домиках с глиняными стенами, похожими на украинские мазанки, снова начало трясти, и на голову посыпалась штукатурка. Пришлось какое-то время провести на улице, а уже вечером хозяевам лоджии по рации сообщили, что в Катманду произошло сильное землетрясение, а мы лишь почувствовали его отголоски. На высоте более 5-ти тысяч метров ни сотовой связи, ни Интернета уже не было. И первое, что мне пришло в голову: «Что подумают родные и друзья в России и как скорее с ними связаться?!» Через некоторое время, добравшись до зоны действия сети, мы дозвонились домой, чтобы успокоить дочку и маму, которая уже места себе не находила…

Основное направление землетрясения пошло в сторону Эвереста, там были очень большие лавины. Мы тоже видели издалека сход снега, но, слава богу, в него не попали. Только когда утром двинулись дальше, попали на тропу, где лавина только недавно сошла, еще никто не знал, что путь перекрыт. Но наш гид не растерялся, повел нас прямо по снегу, ведь до вершины Торонг-Ла оставалось всего ничего.

Так, за 9 дней преодолев 250 км и поднявшись на высоту в 5416 метров, мы достигли вершины горы. Не передать то чувство усталости и вместе с тем радости и гордости за себя! Запечатлев свою победу, мы начали спуск до города Джомсом. Оттуда уже на самолете вернулись в Покхару, чтобы еще пару дней насладиться Непалом.

Находясь в горах, особенно на вершине, чувствуешь себя песчинкой в этом огромном мире, беззащитным и таким зависимым от природы существом, но, когда возвращаешься в город – уже тогда чувствуешь себя горой! Кажется, что после всего пройденного для тебя уже нет ничего невозможного: столько силы дает это путешествие! Это феномен, но у всех, кто занимается трекингом или альпинизмом, примерно одинаковые ощущения: сложности только добавляют азарта и желания поехать куда-нибудь еще в аналогичное путешествие.

Покхара – туристический центр Непала

Когда мы вернулись в Покхару, поняли, что в Катманду в общем-то теперь и делать нечего. Основные достопримечательности и храмовые комплексы, которые мы успели осмотреть и сфотографировать, после своей 2000-летней истории были разрушены недавним землетрясением почти под основание. Это неудивительно, ведь, когда мы гуляли по Катманду, я удивлялась: и как это все стоит? Состояние зданий, несмотря на всю свою красоту и колоритность, было таким, что вот-вот рухнет! К тому же по телевизору мы наслушались всевозможных ужасов: что в столице не было воды, еды, началась эпидемия и вообще нужно всем собраться в лагере при посольстве и ждать эвакуации самолетами МЧС. Однако аэропорт в Катманду не работал только один день, на второй сообщение было уже налажено, а когда мы вылетали, то никаких задержек и вовсе не было. Поэтому нам показалась, что в новостях несколько преувеличили уровень опасности, при этом заявляя, что ни один русский не пострадал. Находясь в горах, у меня возникло впечатление, что в России власти не очень хорошо представляют, сколько русских отдыхает и живет в Непале. Наших соотечественников в горах столько, что никак каждого не отследить, потому что непальскую визу можно получить не только в аэропорту Катманду, но и, например, на сухопутной границе с Индией.

К слову, туристическая Покхара намного чище и приятнее, чем душная загазованная столица. Город сам по себе очень зеленый, здесь есть прекрасные отели и рестораны, где можно отдохнуть недорого, и огромное количество магазинов с фирменным спортивным снаряжением за смешные деньги. Хоть и говорят, что может попасться и подделка, но наши ребята везут из Непала куртки и ботинки, как говорится, впрок.

А нам ничего особо и не было нужно, кроме тех потрясающих фотографий и впечатлений, которые мы получили от этой поездки. По-моему, это лучшее лекарство от сидячего образа жизни! И не надо бояться самостоятельно организовывать свой отдых: в Непале это совсем не сложно и не слишком дорого. В Покхаре можно подобрать для себя небольшие трекинг-туры для начинающих, заняться рафтингом, полетать среди гор или поездить по буддистским монастырям, да и просто познакомиться с жизнью удивительных людей, переживающих все невзгоды с улыбкой и поклоном…

Дарья КОМАРИЧЕВА

Категория: Журнал "Тульский ARSENAL" » Туризм

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)