0

Круг Энгеля Исхакова

Автор: Editor от 19-05-2010, 15:03

КРУГ  ЭНГЕЛЯ  ИСХАКОВА


Понедельник — день тяжёлый. Так говорят. Но если бы во многих понедельниках нашей жизни состоялись такие лекции-беседы, на которых автору этих строк посчастливилось побывать, то первый день недели всякий раз становился бы самым долгожданным .

В понедельник, 17 мая, на горно-строительном факультете Тульского государственного университета прошла беседа-лекция доцента кафедры «Городское строительство и архитектура» Энгеля Изимовича Исхакова на тему «Флаг Японии и квадрат Малевича». Уже само по себе название темы не просто удивляло, но в определённой мере завораживало, поскольку подразумевало ту особую недосказанность и даже тайну, которая приглашает приоткрыть завесу и  пойти дальше в собственных рассуждениях, развивая и углубляя  собственные мысли.
Возможно,  эти чувства возникали ещё и потому, что  нескрываемый интерес вызывала личность самого лектора. Энгель Исхаков — не просто профессиональный художник, имеющий  своеобразный стиль,  но и человек, обладающий очень тонкой энергетикой, а потому сформировавший для себя соответствующую жизненную философию, помогающую ему восходить к вершинам собственной индивидуальности. Творчество Исхакова отличают новаторский подход и особая стилистика,  которую можно интерпретировать лишь только после личного общения с автором, поскольку  авторская аллегория и авторская метафора всё же точнее и тоньше  интерпретаций.

О многом  говорит и тот факт, что 27 работ  Исхакова «приглашены» в Третьяковскую галерею. А это — признание заслуг художника, признание его дара.  

По словам самого Энгеля Изимовича,  лекция-беседа имела своей целью способствовать развитию  воображения будущих архитекторов, воспитанию в них творческого духа. Художники — а для Исхакова архитектор – это, прежде всего, художник — должны мыслить широко, ёмко, их воображение просто не может быть обывательским, скудным, не выходящим за рамки узкой специализации. Архитектор обязан познавать мир во всём многообразии его красок, и это многообразие окружающего мира он должен отражать в своих работах. А они, в свою очередь, должны быть проникнуты жизнеутверждающим началом.

Творчеством Казимира Малевича Энгель Изимович заинтересовался ещё в подростковом возрасте. Более того, это творчество поразило его до глубины души. Знакомство Исхакова с картинами Малевича произошло через год после смерти И.В.Сталина. Их, мальчишек из интерната, шефствовала над которым, дочь Иосифа Виссарионовича, пригласили на экскурсию в Третьяковку. И кто-то из сотрудников, словно почувствовав в подростке Энгеле родственную душу, предложил ему посмотреть на картины Казимира Малевича и Василия Кандинского. Эти полотна, чтобы не бередили сознание советских людей, были заблаговременно изъяты из экспозиции. Но сотрудники музея не посмели их  уничтожить, посчитав данный акт святотатством и преступлением перед последующими поколениями, а ценой собственной жизни сохранили, тщательно упаковав и спрятав на музейных «задворках».

Как вспоминает Исхаков, его глазам предстало подлинное произведение искусства — «Чёрный квадрат». Почему чёрный? Почему квадрат? Эту  тайну юный художник и попытался разгадать. Не знал тогда, что на разгадку уйдут долгие годы…

Великий китайский мыслитель Лао Цзы называл круг — символ солнца — «великим квадратом, который не имеет углов». Чёрный цвет… Цвет, поглощающий все остальные. Отношение к чёрному и белому у разных народов совершенно разное. Представители западного мира конкретно разделяют эти два цвета: это — чёрное, а это — белое. Они как бы на разных полюсах. Индийские мудрецы рассуждали по-другому: «То, что сейчас чёрное, завтра может стать белым и наоборот. Такова жизнь». Китайские мыслители шли ещё дальше в своих сентенциях: «Глядя на чёрное, вы не видите, что это — белое, а, глядя на белое, вы не видите, что это чёрное». Именно эти цвета китайская философия выбрала для своего сакраментального символа «Инь и Янь», в котором в чёрном присутствует  белое, а в белом — чёрное,  и в котором чёрный цвет означает женское начало, а белый – мужское.

По мнению китайцев, солнце — самое чёрное тело. Так, может быть, этот квадрат — ипостась круга, солнца, вечного светила, без которого  человеческая жизнь просто бы погрузилась во мрак? И в этом мраке не было бы места для созидания и творческого поиска…

Многие философские течения особое внимание уделяют четырём солярным знакам. Круг  — правда, квадрат — истина, крест — сущность (знак), точка — квинтэссенция. На пути постижения истины каждый человек — а художник и мыслитель в особенности — должны пройти через все эти этапы познания. Самое сложное — это точка: к ней идут целую жизнь, и доходит не каждый. Именно постижение точки-квинтэссенции позволит создать в будущем творческий менталитет во вселенском масштабе.

По мнению Исхакова,  знаковая культура, знаковая живопись, знаковая графика несут в себе особый смысл, поскольку знак является голографической упаковкой реальности. Взять, к примеру, крест. По своей сути он — структурная энергетика, упаковка, иными словами, условие раскрытия потенциальных возможностей человека, расширение горизонтов его мышления. Из крестообразных фигур складывается знаменитая полиграмма «Большого взрыва Вселенной», в результате которого, по мнению многих учёных, образовалась и жизнь на Земле.

На «схему» полиграммы с учётом всех пропорций накладывается изображение витрувианского человека Леонардо да Винчи. Трактат  военного инженера римской гвардии  Марка Витрувия Поллиона в эпоху Возрождения был воспринят как главная доктрина античной архитектуры, а один из общих его принципов требует соразмерности архитектурных деталей человеческому телу и его пропорциям.

Но, как подчёркивает Энгель Изимович, Витрувия тоже нельзя считать первоисточником: до него эту идею развивал древнегреческий скульптор Поликлет,  до Поликлета — древние египтяне, а ещё раньше — древние шумеры. И все они, задолго до современных землян, хорошо понимали, что в человеке сконцентрированы все геометрические и эстетические законы нашей огромной Вселенной. И только тогда человек становится настоящим художником, настоящим скульптором, настоящим архитектором, то есть Мастером, когда он стремится эти законы постичь.

Такова основная мысль этой интересной лекции-беседы. А Исхакова с полным правом можно назвать Мастером. Его творчество имеет философский подтекст, а потому не оставляет равнодушных.  Кстати, как у настоящего Мастера, у Энгеля Изимовича есть последователи, ученики. И в этой связи возникает ассоциация с Древней Грецией. Многие скульптуры, представленные в различных музеях мира, имеют надпись «Круг Фидия». Иными словами, школа древнегреческого скульптора Фидия, его ученики и его единомышленники по творчеству. Очень приятно, что у Исхакова есть свой круг молодых и одержимых творчеством последователей.

Категория: Журнал "Тульский ARSENAL" » Культура

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)
Вопросы и предложения направлять по адресу: 71info@mail.ru