0

Археологами не рождаются

Автор: News от 10-09-2012, 11:54

Археологами не рождаются

С директором музея-заповедника «Куликово поле» Владимиром Гриценко мы встретились в его профессиональный праздник – День археолога. Как настоящий «жаворонок», встречу он назначил на утро. А потом признался, что мог бы встретиться и еще раньше: его рабочий день начинается в семь утра!

 

Из нашего досье…

Владимир Петрович Гриценко

Директор государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле»

Родился в 1965 году в Туле.

Окончил исторический факультет Тульского педагогического института.

В 1997 году возглавил государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».

В 2011 году вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

Председатель Тульского областного отделения Русского географического общества.

Лауреат Государственной премии РФ за 2007 год.

Женат. Две дочери: Дарье 24 года, Анне 22 года.

 

Из прошлого в будущее

Владимир Петрович, вы празднуете День археолога?

Конечно! Вообще День археолога празднуется на раскопках. В августе дело идет к завершению сезона, поэтому обычно в этот день ребята, которые впервые выехали на раскопки, проходят посвящение в археологи. В каждой экспедиции своя церемония, но, как минимум, это серьезные испытания. Например, настоящая каша археолога, которая варится из крупы с добавлением землицы, чтобы скрипела на зубах. И обязательно для посвященного в археологи делают памятный жетончик с фрагментами черепков от горшков, найденных в этой экспедиции.

Вы помните свое посвящение в археологи?

Конечно, помню! Это был 1980-й год, экспедиция проходила на берегу Азовского моря, в Восточном Крыму. Я тогда оказался школьником среди студентов. Меня и кашей накормили, и дали пригубить молодого виноградного вина. Впечатления на всю жизнь! И черепок памятный у меня до сих пор хранится.

А первая находка запомнилась?

Мне повезло: находка в ту экспедицию как раз была очень редкая – фрагмент плиты с надписью. Любые находки со следами букв для археологов всегда очень ценны.

Археологами рождаются или становятся? Сегодня сохранился ореол романтичности этой профессии?

Желание продолжить занятия археологией у меня возникло после той экспедиции. Но повлияли все же не находки, которые были сделаны, а вечернее крымское небо, песни у костра. Это многих затягивает. Но, кроме романтики, в работе археолога есть то, что простому человеку не всегда понятно. Многие связывают нашу профессию с кладами и лопатой в руках. Но археология и кладоискательство ничего общего не имеют.

Большую часть работы археолог осуществляет уже после того, как вернется из экспедиции. Идет подготовка научного отчета. На нем лежит огромная ответственность: после того, как он провел полевые работы, по сути памятник археологии исчезает, за редким исключением. То есть археолог, исследуя, тем самым уничтожает. И фатально будет, если исследователь, который возьмет на себя такую ответственность, сделает это неточно и неграмотно. В случае недобросовестной исследовательской работы мы получаем просто мешок с черепками…

И тем не менее сейчас кладоискательство – популярное хобби, причем среди небедных мужчин.

Да, это стало настоящим хобби. Наши законы отстают от нашей жизни. Ни в одной стране мира вы не сможете появиться с детектором металла! Попробуйте это сделать, к примеру, в Египте или Турции! У нас законодательство куда мягче, но, конечно, есть примеры, когда закон настигает «черных копателей». А некоторые из таких копателей, думая, что делают благое дело, привозят нам мешок черепков со словами: «Я только монеты собираю», – не понимая, что привезли нам исторический лом, не более того…

 

Патриотизм не по разнарядке

Куликово поле… Какое оно вашими глазами?

Мое поле – это поле, на которое каждый человек должен хоть раз в своей жизни приехать. Отец должен обязательно привезти сюда своего сына и сказать: «Сын, ты русский человек, живешь в России, а это то место, откуда Русь Великая брала свое начало». И чтобы было это не по разнарядке, а по зову души. Чтобы была искренняя заинтересованность увидеть место, определившее часть нашего менталитета.

Я не хочу видеть возле Куликова поля умирающие деревни. Хочу, чтобы вокруг кипела жизнь! Наверное, нельзя вернуться к тому, что было в советские годы, да и не нужно. Пусть другая жизнь, главное – чтобы она была. И лопух пусть растет на полях разве что только для экзотики…

Чем отличаются мужчины сегодняшние от мужчин времен Куликовской битвы?

Это у женщин надо спросить (Смеется. – Ред.). Но современным мужикам не хватает мужественности, это точно! Так что отличаются не только параметрами: люди тогда были мельче. Однако порой небольшой, но сильный духом человек может многое. А мы многого боимся – взять на себя ответственность, например.

У Дмитрия Донского была возможность отсидеться, откупиться, но он ею не воспользовался: было решено защищать свой дом! А в нашей жизни мужественности действительно маловато. Лицемерие стало нормой, увы, хотя во все времена это считалось недостатком…

Как сегодня привить патриотизм и любовь к Родине?

Мне кажется, государству просто-напросто надо об этом не забывать. И не надо думать, что если напишется государственная программа, то проявится и патриотизм. Ее надо грамотно реализовать, а не насаждать. Насильно мил не будешь.

В нашей стране надо не провозглашать, а создавать реальные условия для развития туризма, делать его доступным, ведь Россия огромная и обладает мощным потенциалом. Человек, который будет видеть свою страну, знать ее, будет и любить ее…

 

Музей-заповедник создавался на слабо!

В этом году 15 лет, как вы возглавляете музей-заповедник «Куликово поле». Самые трудные годы позади?

Каждое время по-своему трудное. Например, в нашей первой экспедиции самым сложным было найти два ящика тушенки. Сейчас это вспоминается со смехом и умилением, так как решаются другие задачи, более серьезные и весомые, но тогда это было действительно трудно: пришлось обойти половину «белого дома», собрать подписи для получения тушенки.

Я не фанат преодоления трудностей, но все же сложность – это синоним интереса. Сейчас мы вплотную занимаемся проектированием нового здания музея. Мы ломаем голову, ругаемся, обсуждаем новую концепцию экспозиции. Еще не начато строительство, а мы уже думаем над тем, что будет внутри…

А как все начиналось? Как вы стали директором музея?

После первой экспедиции я решил поступать в пединститут. И в мечтах у меня была археология. Еще когда я был студентом третьего курса, у нас сложилась хорошая компания – это были друзья, которые стали в будущем сотрудниками музея. Я получил открытый лист от академии наук на проведение исследований. И на закате комсомола, на заре кооперативов и прочих малых предприятий мы организовали «Тульское историко-археологическое товарищество». Впоследствии оно стало «Тульской археологической экспедицией». Проще говоря, мы занимались тем, что в Туле зарабатывали деньги, а потом покупали тушенку и ехали в поля заработанное закапывать. Параллельно шла работа на Куликовом поле с Государственным историческим музеем, Институтом географии РАН.

В 1995 году возникла идея создать несколько музеев, в том числе музей «Тульские древности». Для этого уже был накоплен большой объем невостребованных артефактов. Напомню, что в 1995 году праздновалось 50-летие Великой Победы. Тогда на правительственном уровне родилась и получила свое воплощение при Николае Рыжкове идея проекта «Три ратных поля России» – Куликово поле, Бородино и Прохоровка. А в 1996 году тогдашний министр культуры Евгений Сидоров приехал в Тулу. Его спросили: «Ну когда же на Куликовом поле будет создан музей-заповедник?» И вскоре вышло соответствующее постановление Правительства России. Возник вопрос: кто будет им заниматься? Тот, кто больше всех выступал (Смеется. – Ред.). А ведь мы говорили о создании музея-заповедника, даже не задумываясь над тем, кто это будет делать. Получается, что нас взяли на слабо. Но раз уж мы сказали, надо было отвечать за свои слова. С тех пор и отвечаем!

 

Без сослагательных наклонений

Понимаю, что история не знает сослагательных наклонений, но чем бы вы занимались, если вас не взяли на слабо?

Я бы так же работал на Куликовом поле, только в качестве рядового исследователя.

Административная работа наверняка сильно отвлекает от того, чем действительно хотелось бы заниматься?

Лучшие годы жизни уходят на всякую ерунду! (Смеется. – Ред.) Но в обычной жизни невозможно заниматься только тем, чем хочется. Есть круг обязанностей, которые мы должны выполнять. Родили детей – значит, мы их должны кормить, поить, обувать, одевать.

Параллель с детьми прослеживается. А ведь ваши дети пошли в ту же сферу, что и вы?

Да, обе дочери трудятся сейчас в Музее оружия.

Почему не на Куликовом поле?

Мне бы хотелось, чтобы дома было меньше конфликтов, а совмещать директора и папу сложно (Смеется. – Ред.).

Что есть в вашей жизни, кроме Куликова поля?

Семья и путешествия. Мне интересен любой уголок мира, где я еще не был. Желательно, чтобы в моем путешествии была познавательная составляющая.

Историку легче путешествовать?

По крайней мере, всегда понимаешь, о чем идет речь.

А вы возвращаетесь в полюбившиеся места?

Я обожаю Ярославль. Каждый побывавший на Байкале хочет туда вернуться. Я в восторге от Греции. Побывал в Англии, постоял на Валу Адриана и понял, что это место по своей энергетике близко к Куликову Полю. На самом деле самое хорошее чувство, когда ты возвращаешься из какого-либо путешествия, – это желание туда вернуться. Могу гарантировать, что каждому, кто побывал на Куликовом поле, такое чувство знакомо.

Отпуск обычно выпадает на ноябрь и март. Куда поеду в этом году, еще не знаю: в этом плане я полностью доверяю супруге. Подготовку к отпуску начинаю заранее – с приобретения книг. Вот сейчас уже купил нового Акунина. А когда в отпуске заканчиваются книги бумажные, я забираю у жены электронную.

Вы счастливый человек?

В общем и целом да. За исключением нудных обязанностей, я все же делаю дело, которое люблю. Это большая редкость! И для мужчины особенно важно!

 

Беседовала Юлия КОПЫТОВА

Категория: Журнал "Тульский ARSENAL" » Интервью

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)
Вопросы и предложения направлять по адресу: 71info@mail.ru