Рыбацкие истории от Натальи Мурко

Автор: Editor от 31-05-2010, 18:20

Рыбацкие истории

Ни хвоста, ни чешуи!

Говорят, июнь – на рыбу плюнь. Скорее наоборот, именно в этом месяце на многих водоемах перестают действовать ограничения, связанные с нерестом, и начинается «настоящая рыбалка». Для многих туляков, например, «открытие сезона» - настоящий праздник, теперь ловить можно на десять крючков! Да и Международный день рыболовства, как известно, принято отмечать 27 июня.

Рыбаки – народ бывалый. Еще бы, ведь только речная система Тульской области, состоит из 1682 рек и речушек, ручьев суммарной протяженностью около 11 тысяч километров!

Только каким-то  будет, летний сезон 2006 года? В нашем регионе он только стартовал 11 июня и пока особым уловом не похвастаться.  А вот прошлый год принес мне немало приятных минут и много хорошей рыбы, встречи с интересными людьми и рассказанные ими увлекательные истории. А вы никогда не пробовали заглянуть в рыбацкий бивуак к полуночному костру?

По щучьему велению

Нас на берегу небольшой речки Колодни в Дубенском районе по началу было трое. Двое деревенских парней и я, горожанин, благо каждое лето езжу ловить в эти места. Костер, и, как водится котелок с ухой. Улов не велик, но мы не без рыбы. Удочки давно на мели. Для поддержания рыбацкого азарта в омут заброшены две рачевни с приманкой из поджаренной на том же костре лягушатины – одно из самых лакомых блюд для рака.

Из  прибрежного ивняка шум. Кто идет? Яркий огонь только сильнее сгущает вокруг себя тьму. Оказывается, это с рыбной ловли с десятком подлещиков в садке пробираются домой наш сосед-дачник Павел и местный мужик Владимир. Приглашаем их на поздний ужин. И вот уже отдана честь ухе, а говорим все о рыбалке. Пришла и очередь городского соседа поведать свой рыбацкий случай.

И мужчина, точно вспомнив о чем-то очень приятном, начинает свой рассказ:

- Собираюсь с утра на рыбалку, с вечера снасти снарядил, наживку приготовил знатную, а жена опять скандалить, мол, нет бы, хозяйством занялся, картошку бы окучил, луг бы обкосил! Успею, отвечаю, половлю, потом и за работу. Рассвело едва, а я уже и у речки. Не поймешь еще, где поплавок, а где туман.

Следом за мной подошел к облюбованному мною месту Владимир-колхозник, знаете, это сейчас мы друзья, а раньше врагами были. Украл кто-то в саду у меня молодую яблоньку элитного сорта, так я его сына заподозрил. А Володька-то и осерчал. Ну, поздоровались скупо. Вижу я, он волком на меня глядит, знать я его местечко знатное занял. А я уйти – ни в какую. Вот и пришлось бок о бок сидеть. Я ловил на опарыша, сосед на дождевого червя. Клев был неплохой, но спустя пару часов каждому из нас удалось поймать по паре подлещиков и тройке мелких окуней.

Настроение мое от неудачного лова и неприятного соседства падало стремительно, когда поплавок удочки Владимира вдруг резко нырнул на глубину, леска натянулась дрожащей струной. Сразу чувствовалось, что там что-то такое, очень серьезное и не идущее в сравнение с нашими сегодняшними рыбацкими трофеями. Владимир дал рыбе немного «походить», а потом стал подтягивать катушку. На поверхности появилась голова огромной щуки, она хоть и выбилась из сил, но все равно рвалась отчаянно. Удочка  была слишком длинна и сосед не смог бы самостоятельно подвести щуку подсаком (рыбацкий сачок), что бы не оборвать леску. Просить о помощи у него и язык не повернулся бы, а я бы и не подумал ему помочь, если бы рыбацкие азарт и солидарность, присущая в известной мере всем любителям рыбной ловли не сломили бы мое упрямство.

В итоге щучина, весом в два килограмма была вытянута на берег. Сосед буркнул, спасибо, и предложил мне взять несколько его дождевиков, видимо сегодня опарыш был рыбе не по вкусу. Через несколько минут и я вытащил хорошую щуку, чуть поменее той, что досталась соседу. Вот началась рыбалка! И я, и Володька, разгоряченные небывало удачной рыбной охотой без слов бросались на помощь друг дружке, если таковая требовалась. Обменивались восторженными комментариями по поводу добычи. От былой злобы не осталось и следа. Домой вернулись вместе лучшими приятелями. А потом Владимир, владелец собственного трактора и плуга приехал на мое поле и за полчаса окучил мне всю картошку! Пообещал и сено скосить, а я его с женой в гости пригласил! Моя супруга к вечеру домой вернулась, на рыбу, добытую мною, и не глядит, ворчит, мол, не делом ты занимался. А посмотрела на поле картофельное чистое и ровное, сразу лицо прояснилось и глаза удивленными стали: « Как же это?» «А, по щучьему велению», - говорю. Вот с тех пор мы с Володей и рыбачим вместе.

Болезнь от радости

Неизвестно почему, но в глазах многих людей увлечение рыбной ловлей представляется забавой, недостойной степенного взрослого человека. И, главное, объяснить им, насколько они обделены этой радостью, невозможно.

Ну, как объяснишь эту страсть человеку, если он никогда не ночевал на берегу реки, не пробовал настоящей рыбацкой ухи и чая, приготовленного на костре, не видел по настоящему ни начала, ни конца дня. Не изведал душевного трепета при первом движении поплавка, первых рывках рыбы, сгибающей в дугу удилище?

Пусть ученые всего мира ломают копья, пытаясь дать определение рыбалке. Так что же это такое, на самом-то деле, спорт, искусство или разновидность охоты? Мы, рыболовы, не будем мешать спорщикам. Пусть непосвященные посмеиваются: «Рыбалка – наука невеликая – наливай, да пей» или «На одном конце червяк, на другом конце дурак», - не станем держать обиду. Ведь хорошо известно, что рыбная ловля великолепное средство от стресса, профилактика депрессивных состояний. Пусть нам говорят, что страсть к рыбалке едва ли не сродни заболеванию. Что ж, мы не прочь поболеть этим приятным во всех отношениях заболеванием и в этом летнем сезоне.

- А вам не приходилось когда-либо болеть от радости? – начал свой рассказ вопросом один из моих товарищей по лову, когда в котелок с кипящей водой была погружена первая солидная порция свежевыловленных раков. А выглядел этот случай так:

- Вы-то, конечно, знаете, - продолжил наш собеседник, - что в тени ветвей, склонившихся над водоемами деревьев и кустарников, любит отстаиваться рыба, причем, как правило, не самая мелкая. Объясняется это все очень просто. Ее привлекает сюда не только возможность укрыться, но и всякая мелкая живность, время от времени падающая на поверхность воды с деревьев, особенно в сильный ветер. Это - муравьи, жуки, гусеницы и др. Только вот подобраться к таким местам, да еще и забросить снасть под низко нависающими ветками не так-то и просто, а порой и невозможно. Если, конечно не попытаться ловить сверху, с самого дерева.

Присмотрел я давно в одном из многочисленных омутов Колодни весьма заметную, но труднодоступную ямку. Она была не велика по размерам – метра два-три не более того. Но в том, что это глубокое место я не сомневался. Цвет воды здесь резко контрастировал с тем, что было вокруг. А вот добраться до ямы не было никакой возможности из-за низких ветвей ветлы. Дальний заброс сюда наверняка бы закончился «глухим» зацепом, даже если бы мне его удалось сделать с другого берега.

И я решился. Перебрался на склонившееся над водой дерево, тем более, что одна из его ветвей нависла над речкой почти параллельно. Пригнувшись, почти по-пластунски я прополз около двух метров. Устроился со всеми удобствами. Один из суков служил мне  своеобразной спинкой кресла.

Никогда в жизни я не испытывал большей радости от рыбной ловли! Клев был отменный, рыба крупная и ровная, как на подбор. За несколько часов я выудил почти всю полагающуюся по закону на одного рыбака суточную норму – пять килограмм, но разгоревшийся азарт удачливого охотника не позволял мне сдвинуться с места!

Надо сказать, окончилась эта история  несколько курьезно. Подсекая очередную рыбину крючком, я не удержался на насиженном месте, потерял рнавновесие и свалился в воду. Погода тогда стояла холодная, да и вода еще не прогрелась для купания. Проболел я  целую неделю. Одно утешало – болею от радости!

Сапог… в качестве наживки

- Не верите? И такое бывает, - пришла моя очередь начинать свой рассказ. И я не боялся, что   друзья усомнятся в правдивости моих слов, что, мол, было дело, и поймал я сам, городской любитель-рыболов, двухкилограммового судака. Такой уж необыкновенной была та история:

- Встали мы с товарищами палаточным лагерем на берегу реки Оки в районе села Красное-Троицкое, что как раз между городом Алексиным и Дугной расположено. Целью нашего приезда была далеко не только рыбная ловля. Год славился урожаем грибов, земляники. А погода как раз стала налаживаться. До этого неделю к ряду без перерыва шли сильные затяжные дожди, и вода в реке сильно поднялась, затопив пойменные берега, и только теперь вернулась в прежнее русло.

Была моя очередь дежурить по бивуаку. Остальных, прихвативших корзинки я в два приема переправил на другой берег на резиновой лодке, бывшей в нашем снаряжении. На той стороне  виднелась чудесная березовая роща, и я не мог не позавидовать своим товарищам, отправившимся туда на грибную охоту. А мне предстояла не самая завидная перспектива тосковать одному пол дня в лагере.

Проверив исправность работы «холодильника», а скоропортящиеся продукты мы хранили в эмалированных ведрах, погруженных в студеный ручей, вытекавший из ближнего леса, и, начистив картошки (обед готовить тоже мне), я отправился немного пройтись по берегу Оки неподалеку от нашей стоянки.

Везде на песчаной отмели и даже на траве чуть выше виднелись следы половодья, оставленные водой. Это были водоросли, ил, ракушки. В одном месте берег был несколько неровным, в небольших ямах еще стояла темная вода. Я подошел к одной из них и тут же отшатнулся от неожиданности – по воде, испугавшись моего приближения, метнулась, ударив хостом, большая рыбища. Она показалась едва ли не огромной, тогда мне еще никогда не приходилось видеть столь крупной живой обитательницы  рек.

Я тут же смекнул, в чем тут дело: во время разлива Оки рыба подошла к берегу и встала в понравившейся яме. Вода отошла, а пленница так и осталась в своей уже изрядно обмелевшей ловушке. Подсак я само собой на прогулку не прихватил, руками брать рыбину побоялся. Вот и пришли на помощь мои новенькие болотные сапоги! Войдя в яму, я ногами выбросил свою добычу на сушу. И только там смог ее рассмотреть, как следует. Изумлению моему не было предела – подобной рыбы я никогда не встречал. Подцепив «улов» за жабры на хорошую гибкую ветку ивняка, я, чувствуя себя триумфатором,  отправился в бивуак. Вот, думалось, удивятся, вернувшись, мои друзья!

Но первыми удивлялись местные рыбаки, заглянувшие в лагерь. Они-то и объяснили мне, что рыбу я поймал знатную, и зовется она судаком. И нет ухи вкуснее, чем из него. Только вот в последние годы поймать судака, да еще такого крупного, в тех местах считают очень большой редкостью. Браконьеры, экология, да и хитрая и осторожная это рыба. О том, что поймал такое чудо в луже, да еще и на сапог, я рыбакам не признался. Прощаясь, они с уважением поглядывали на городского «профессионала» рыбной ловли.

Вернулись и мои грибники. И снова я был в самом центре внимания. Отобедав прекрасной ухой, мы вместе проверили все похожие ямы с водой вдоль берега. Но они были пусты.

Съедены раки, пуст котелок из под чая. Скоро рассветет. Мы, довольные друг другом и проведенным временем,  собираемся расходиться по домам. Идем, а на встречу нам уже движется на утренний лов группа деревенских ребятишек с удилищами. Все интересуются нашим уловом, похваливают. В ответ мы желаем им не «ни пуха, ни пера», а «ни хвоста, ни чешуи», так заведено у нас, у рыболовов.

Категория: Тульский литератор » Проза

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)