Из нашего досье
Чекмазова Ольга Юрьевна
Педагог-хореограф высшей категории, руководитель школы-студии балета «Remix»
Родилась 23 ноября 1971 года в Туле
С 1988 года является художественным руководителем эстрадного балета «Remix». Ученица величайшего русского танцора – стэписта-виртуоза, заслуженного России Владимира Шубарина. В 1994 году с ним создана совместная программа «Жизнь в танце», с успехом прошедшая в центральных регионах России и за рубежом
С 1998 по 2002 гг. обучалась в Московском государственном университете культуры и искусства (МГУКИ). Получила квалификацию «художественный руководитель хореографического коллектива; преподаватель по специальности «Народное художественное творчество»
С 2007 по 2011 гг. получала второе высшее образование в орловской академии государственной службы. Квалификация – менеджер по специальности «Государственное и муниципальное управление»
С 2002 г. работает педагогом дополнительного образования в муниципальном медико-психологическом центре «Преображение»
С 2006 г. является президентом общественной организации «Федерация эстрадного и современного танца Тульской области» и членом Общественной палаты Тульской области
С 2010 г. – член правления Танцевального совета ЮНЕСКО в России
С 2011 г. – президент «Спортивной Федерации черлидинга Тульской области»
Поставила более 120 танцев в различных хореографических жанрах от классического балета до хип-хопа. Разрабатывает дизайн всех сценических костюмов для своего балета, режиссирует концерты, создает декорации сцены
Выступала с гастролями своего балета во многих странах мира, таких как Болгария, Япония, ОАЭ, Турция, Индия, Черногория, Тайвань, Кипр, Италия и др.
В 2006 г. награждена грамотой губернатора Тульской области
Осенью 2011 г. победила в народном голосовании и заняла пост министра культуры и образования Тульской области
С декабря 2012 г. – советник мэра по культуре и спорту
Хореография как осознанный выбор…
Когда у вас впервые проявился интерес к танцам?
Танцами я увлеклась лет в пять. До этого, в четыре года, начала заниматься музыкой, училась играть на фортепиано. И это мне очень помогло в понимании хореографии как воплощения музыкального материала, а не простой танцевальной техники. Сегодня многие родители отдают детей в танцы в 3-4 года. Я противник такого подхода! В этом возрасте можно заложить основы пластики, грубо говоря – сделать из ребенка гимнаста, но по-настоящему осознать танец как выражение музыки, эмоций в движении у вас получится несколько позже. К тому же не стоит забывать, что урок хореографии – это урок, в процессе которого ученик должен осознанно следовать словам учителя! И в раннем возрасте ребенку сложно выдерживать полноценное занятие.
В каком возрасте оптимально отдавать детей в хореографию?
В нашу студию мы принимаем детей не раньше пяти лет. До этого времени у ребенка преобладает образное мышление, а для занятий хореографией нужно понимание внешнего образа, движения и внутреннего ощущения как единого целого. Поэтому серьезно заниматься танцами можно только лет с семи, когда у детей развиты оба полушария мозга, когда они способны воспринимать мир целостно, во всей его полноте. Например, прогрессивные японцы всех детей без исключения учат музыке, в первую очередь – игре на скрипке. Скрипка наилучшим образом развивает координацию движений: левая рука совершает очень сложные движения, в то время как правая работает более-менее однообразно. Это все равно что одновременно бить себя по голове и тереть живот. Кроме того, занятия скрипкой незаменимы для развития мелкой моторики рук, ведь известно, что пальцы – это сенсоры мозга. Существует даже такое выражение – «магия на кончиках пальцев». Другими словами, в хореографии важна не только техника, но также глубокое понимание, «чувствование» музыки всесторонне развитой личностью!
Как вам удается объяснить это родителям? Наверняка многие из них стремятся отдать своих чад в разные кружки или секции как можно раньше…
Нередко от родителей можно услышать следующее: «Чем раньше отдам ребенка в танцы – тем лучше!» Повторюсь: в плане физического развития это, безусловно, так! Но если говорить о танце как искусстве, то должно пройти определенное время. Многие приходят ко мне и говорят: «Нашему малышу еще нет годика, а он уже любит танцевать, поэтому мы хотим отдать его к вам». Дело в том, что ребенок в утробе слышит только ритм собственного сердца. Поэтому, появляясь на свет, он по-особенному реагирует на непривычные ему звуки из окружающего мира: притоптывает ножкой, дергает ручкой. Но эти проявления – инстинктивные! Они еще не свидетельствуют о предрасположении малыша к танцам. К тому же ребенок – личность! Он должен сделать осознанный выбор, должен сам захотеть заниматься хореографией и понимать, зачем он это делает и чем готов пожертвовать ради этого. Ни один педагог не сможет заставить ребенка заниматься чем-либо, если ему это неинтересно! Он может лишь наставить и грамотно руководить процессом…
Какой же тогда он – идеальный педагог?
Учитель может быть гениальным танцором, но в его педагогической работе это не главное. Это может даже помешать процессу! Лучший учитель – тот, кто поможет ученику разобраться в его личной мотивации, кто позволит ему лучше почувствовать призвание ребенка в жизни. Потому что, если дети занимаются танцами «из-под палки», по прихоти родителей, это не принесет плодов. Важно, чтобы сам ребенок осознал, зачем он пришел в хореографию. Но помочь ему в этом должен именно педагог! А уже в процессе занятий важна правильная «сонастройка» учителя и ученика. Что касается профессионального уровня педагогов, то в Туле, например, он чрезвычайно вырос за последние годы. Этому значительно способствуют многочисленные семинары, которые посещают молодые педагоги. Авторитетно заявляю, что тульская хореография сегодня – очень высокого класса! Наши специалисты ездят по России и миру, обмениваются опытом, участвуют в совместных проектах.
Формула успеха
Ольга, развитию хореографии в тульском регионе во многом способствовала Федерация эстрадного и современного танца, созданная по вашей инициативе…
Я очень долго думала, прежде чем открыть федерацию, ведь это официальная организация региона, и я не знала, как совместить искусство в чистом виде и управление. За семь лет существования Федерации эстрадного и современного танца Тульской области произошел поистине глобальный подъем хореографии в нашем регионе. Об этом свидетельствует очевидная статистика высоких достижений наших коллективов и индивидуальных танцоров на всероссийском и мировом уровнях. За прошедшие годы учреждены такие фестивали, как «Тулица», «Дэнс-микс», «Золотой скарабей», и это не предел! С нашей помощью интерес к хореографии постоянно растет. Конкурсы, проходящие под началом федерации, свидетельствуют о популяризации и развитии танцевального искусства. Кроме того, федерация развивает различные хореографические направления – от классики до новейших стилей клубного танца.
Расскажите о направлениях и тенденциях в современной хореографии.
Хореографический мир огромен! Сегодня он разделен на пласты, параллельные течения, школы. Нужно постоянно за всем следить, узнавать о мероприятиях и конкурсах, общаться с коллегами в Интернете! Разумеется, для всего этого нужно время, но его надо искать! В нынешнем мире информация дороже денег, хотя так всегда было. Надо отслеживать мастер-классы, быть в курсе всех событий. Только так возможен и личностный рост, и развитие хореографического искусства в масштабах региона, страны и мира! И с радостью могут сказать, что наши молодые хореографы ездят на семинары, учатся, делятся опытом – это очень важно! В нашей федерации 34 коллектива. Представьте, если бы каждый из них существовал обособленно, жил в замкнутом пространстве… А так – все они встречаются, развиваются вместе. Руководители студий встречаются не реже двух раз в год. Наконец-то происходит слом в сознании людей, что если ты отдаешь яблоко – у тебя оно исчезает, а если ты делишься мыслью – то ничего не теряешь! Напротив, собеседник поделится с тобой собственными идеями – и вы оба станете богаче! Сегодняшняя ситуация в тульской хореографии, даже при наличии самых разных направлений, меня только радует.
В последнее время появляются все новые течения в танцевальном искусстве. Как можно оценить разноплановые танцевальные стили в рамках одного какого-то конкурса?
В рамках чемпионатов есть четкие критерии: творческая составляющая, техническая подача и композиция. Только при условии, что все эти три составляющие на высоком уровне, танцевальный коллектив или солист могут претендовать на успех. Потому что часто можно увидеть потрясающую, филигранную технику при слабой композиции, и тогда шансы на медали уменьшаются. Другими словами, если общий знаменатель выступления высок, то участник побеждает. Плюс имидж, конечно!
Искусство воспитывает лидеров!
Скольких чемпионов мира и Европы вы воспитали?
Я не считала. Вы можете удивиться тому, что я скажу, но не всегда чемпионство – самое главное! На одном из чемпионатов мира я увидела 7-летнего мальчика. Он прилетел из другой страны один, без родителей, сам поселился в отеле и уточнял информацию о турах соревнования. Совершенно самостоятельный, взрослый человек! И исполнитель потрясающий, он в итоге выиграл тот чемпионат. Но главное в том, что он уже с детства – целеустремленный, волевой, готовый быть создателем и хозяином своей судьбы! Кто знает, кем он станет? Может быть, директором крупной компании! Важно то, что искусство воспитало в нем полноценную личность, лидера.
А в вашей школе-студии есть такие лидеры?
Да. Назову Ивана Воробьева – он уже 5-кратный чемпион мира! Многие воспитанницы занимают первые места по СНГ. Другое дело, что в коллективе – в том же балете «Remix» – могут быть один или два солиста. И важно, чтобы общий уровень группы был высок, чтобы была располагающая атмосфера, благоприятный микроклимат. Все участники должны чувствовать себя членами единого целого. Тогда и уровень каждого будет неуклонно расти. Конечно, при условии систематических занятий, правильного режима питания, грамотного тренера… Но ключевой момент – это желание самого человека развиваться в личностном плане и понимание своей особой миссии перед людьми! Искусство дает рост тонким слоям человека, питает его энергии. И исполнитель должен делиться этой энергией со зрителями, эмоционально «подзаряжать» их в живом контакте. В этом, наверное, и заключается непередаваемая словами магия танца…
Блиц-опрос
Ваш любимый танец в кинофильме…
Все танцы Андрея Миронова в комедиях – это настоящая жемчужина! Сразу вспоминается «Бриллиантовая рука». Это так называемый «бытовой танец», мастерством исполнения которого всегда славились советские актеры, но Миронов – идеал!
Чего нельзя передать в танце?
Нет ничего такого – можно все!
Ваше любимое место на планете…
Тула однозначно! Я побывала в 26 странах мира и совершенно искренне заявляю: Тула – лучший город Земли!
Ваш любимый напиток…
Вода.
Лучший отдых после физических нагрузок…
Медитация.
Идеальный подарок на 8 Марта…
Личное внимание.
Три обязательных качества настоящего мужчины…
Все качества мужчины прививает ему женщина!
Не пропустите!
29 апреля в областной филармонии состоится ежегодный открытый концерт школы-студии балета «Remix». Начало в 19.00.
Беседовал Михаил КОЖАЕВ