Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова
В 1924 году в день восьмидесятилетия В. Д. Поленова первый народный комиссар просвещения А. В. Луначарский писал: "Имя Василия Дмитриевича Поленова дорого новой России не только как имя одного из крупнейших представителей русской художественной культуры, но и как имя человека, весьма рано поставившего перед собой задачи распространения этой культуры в массах и разрешившего их с блеском, подобного которому мы в истории нашей экстенсивной художественной культуры не имеем. В программу нашей партии поставлено требование сделать искусство, служившее до сих пор только высшим классам, достоянием широких масс, и в этом деле - мы никогда не забудем этого - мы всегда являемся продолжателями того пути, на который первым столь уверенной стопой вступил именно Василий Дмитриевич".
"Искусство должно давать счастье и радость" - эти слова В. Д. Поленова могут служить эпиграфом к его многогранному творчеству, пронизанному светом высокого гуманизма. Страстную любовь к живописи, музыке, архитектуре, театру, увлечение историей, археологией, античной, классической и новейшей литературой Поленов сочетал с непрерывной просветительской деятельностью. В музее его имени бережно хранятся коллекции, собранные несколькими поколениями семьи Поленовых - просветителей, ученых, дипломатов, художников.
Горячее желание сделать искусство близким, понятным, доступным народу привело к созданию знаменитого "домика над Окой".
В восьмидесятых годах прошлого столетия, проплывая по Оке на пароходе с одним из своих талантливых учеников Константином Коровиным, Поленов был восхищен окской природой в окрестностях уездного городка Тарусы. Здесь он и выбрал место для будущего музея. Датой основания музеяусадьбы В. Д. Поленова принято считать 2 ноября 1892 года. Под вечер этого теплого и сухого дня Василий Дмитриевич с двумя старшими детьми по тропинке, заваленной палым осенним листом, пришел в только что построенный по его проекту и чертежам бревенчатый дом, пахнущий еловой смолой. И сразу же дом этот гостеприимно распахнул двери для всех желающих посетить его. Первая большая экскурсия учащихся Серпуховского ремесленного училища относится к 1903 году. С тех пор популярность музея неуклонно росла.
Музей и мастерская художника в 1918 году были взяты под охрану государства. Призывая творческую молодежь "стать на работу в учреждениях воспрянувшей России", Поленов писал: "Всякое просветительное дело есть теперь самое важное и нужное". В годы голода и разрухи, вызванных гражданской войной, музей стал средоточием культурной жизни округи. В. Д. Поленов и члены его семьи возглавили работу нескольких театральных самодеятельных коллективов. "Король Лир", "Отелло", "Псковитянка", "Вильгельм Телль" - вот далеко не полный перечень постановок, шедших в то время на сценах соседнего села Страхово и города Тарусы. В те же годы музей начал планомерную работу как культурно-просветительное учреждение. Первым его директором стал Дмитрий Васильевич Поленов - сын художника. На склоне лет отец завещал ему дело музея, которому Дмитрий Васильевич посвятил всю жизнь. Возглавленному впоследствии им коллективу удалось труднейшее: сохранить и бережно пронести через годы и десятилетия самую ценную, характерную и привлекательную черту поленовского дома - его полную мемориальность.
При жизни Василия Дмитриевича в его доме всегда было много друзей-художников. Поленовская усадьба для большинства из них становилась маленькой "натурной академией". И до сих пор в старом парке, в музейных комнатах можно видеть и выдающихся советских живописцев, и художников, только начинающих путь в искусстве. Для некоторых поленовский дом становится первым в жизни выставочным залом.
В соседнем селе Страхово В. Д. Поленов выстроил школу, где дочери художника несколько лет руководили театральным кружком и вышивальными мастерскими. Научные сотрудники музея продолжают работу в этой школе, проводя занятия по изобразительному искусству.
По традиции, установленной много лет назад В. Д. Поленовым, каждый Новый год в музее начинается праздничной елкой для учащихся окрестных деревенских школ с обязательным спектаклем самодеятельного театра юных актеров округи. В новогодние дни звенят радостные детские голоса в "доме над Окой".
Идут годы, проходят десятилетия. Поленовский дом продолжает нести людям то счастье и радость, о которых мечтал его строитель и создатель. Каждый экскурсант - дорогой гость музея. Каждому посетителю, пришедшему сюда на свидание с высоким искусством, он открывает двери и бескорыстно доверяет свои сокровища. И делает это с мудростью, соответствующей его возрасту, и с радостью, которая всегда сопутствует встрече с вновь обретенным другом.
Н. Грамолина
http://polenovo.tula-oblast.ru/
Описание музея
В коллекции Государственного музея-усадьбы В. Д. Поленова бережно хранятся работы учеников Василия Дмитриевича Поленова. Будучи профессором московского Училища живописи, ваяния и зодчества, Поленов воспитал плеяду талантливых, а впоследствии и знаменитых русских и советских художников. Василий Дмитриевич был мудрым педагогом. Давая молодым мастерам хорошую школу, он никогда не стремился к подавлению их творческой индивидуальности, к подчинению своей художественной системе, своему миропониманию. Наиболее известным его ученикам в музее посвящена специальная экспозиция, в которой особенное внимание привлекают работы К. А. Коровина и И. И. Левитана.
Константин Алексеевич Коровин (его называли в семье Поленовых Костенькой) был самым любимым учеником Поленова. Часто учитель и ученик ходили на этюды вместе, и Василий Дмитриевич неоднократно повторял, что "им есть чему поучиться друг у друга". Лето 1885 года Коровин провел вместе с семьей своего учителя в деревне Меньшово под Подольском. Там и был им написан этюд "Речка в Меньшове", или, как его называли в поленовской семье, "Синяя речка". Ликующий синий цвет реки делает ее бездонной, вобравшей в себя все краски воды и неба. Этот этюд за два дня до смерти В. Д. Поленов просил повесить над своей кроватью
Одной из наиболее интересных картин Коровина является его работа "За чайным столом". В ней изображены Н. В. Поленова - жена художника, художницы Е. Д. Поленова и М. В. Якунчикова и друг семьи Поленовых В. Зиберов. За эту картину в 1888 году на конкурсе Московского общества любителей художеств Коровин получил вторую премию. Вглядываясь в эту работу, понимаешь, что автор поставил перед собой очень сложную задачу - разработку тончайших нюансов белого цвета, задачу, с которой живописец справился блестяще. Богатство нюансировки, благородство цветовой гаммы в сочетании с завершенностью композиционного решения говорят о большом мастерстве художника. К этому же времени относятся и две другие работы Коровина "Настурции" и "Осень. Аллея в Жуковке". Ослепительное золото цветущих настурций у террасы, непринужденность фигур вызывают ощущение радости и красоты бытия. Вторая картина тоже наполнена золотом - золотом осенних листьев. Но иное настроение передает художник - настроение отчужденности и тоски. Несколько обособленно от остальных работ Коровина, находящихся в собрании музея, воспринимается его этюд "Милан". Это - уже манера будущего Коровина. Необычайно сочная цветовая гамма, нервная, резкая манера письма. Сильные, торопливые удары кисти напоминают красочную мозаику. Все здесь находится в движении. Поражает отточенная манера письма, уверенный рисунок, безупречно передающий форму - живую, динамичную.
Глядя на подаренный И. И. Левитаном небольшой этюд, написанный в Среднем Поволжье под городом Васильсурском, Василий Дмитриевич любил говорить, что "если художник в небольшой вещи скупыми изобразительными средствами способен передать большое чувство и настроение, то это - признак большого таланта", и предсказывал живописи молодого Левитана большое будущее. Так же высоко ценил он и серию ранних крымских этюдов. "Вид на море" один из лучших в этой серии.
Элегической теме "Заросший пруд" отдали дань многие русские пейзажисты. Картина Левитана останавливает внимание зрителя ощущением внутреннего напряжения, беспокойства.
В картине Левитана "Въезд в деревню" чувствуется влияние В. Д. Поленова, но удивительная способность Левитана к обобщению позволяет в этой работе предугадать будущего автора знаменитой "Владимирки".
Учеником Поленова был также Абрам Ефимович Архипов, чей этюд "По этапам" находится в музее. Участвуя на многих выставках Товарищества передвижных художественных выставок, Архипов обращался к жанровой живописи как к возможности обратить внимание зрителя на острые социальные проблемы своего времени.
Подобные проблемы волновали и Сергея Васильевича Иванова. "Переселенка в вагоне"- рассказ художника о человеческой судьбе. И вместе с тем - о широком социальном явлении России конца XIX века.
Иванову очень хорошо удается передавать в своих этюдах солнечный свет и воздух. Эти качества свойственны и его этюду "Монастырские ворота".
Большим другом семьи Поленовых был ученик Василия Дмитриевича Егише Мартиросович Татевосян. Сопровождая своего учителя в путешествии по Востоку в 1899 году, он сделал большое количество этюдов, сумев передать в них свое видение Востока, свое ощущение южной природы. В отличие от солнечных, звучных по цвету этюдов Поленова, Татевосян пишет в изысканной и мягкой манере ("Дворик с голубями").
Столь же изыскан по цвету и по форме эскиз к майолике "Клеопатра" одного из любимых учеников Поленова Александра Яковлевича Головина. В этой работе - дань увлечению театром, прикладным искусством и дань своему времени - интереснейшему времени в истории русской живописи.
Н. Грамолина
http://polenovo.tula-oblast.ru/museum2
Адрес музея:
301011 Тульская обл.
Заокский р-н., п/о Страхово
Тел./Факс: ( 487 34) 2 11 80
с 11 час. до 16 час – зима
с 11 час. до 18 час – лето
выходные дни – понедельник, вторник