0

Ольга Слюсарева: «Я научила себя побеждать»

Автор: News от 19-10-2011, 10:08

Бывших чемпионов, как известно, не бывает. Вот и Ольга Слюсарева по-прежнему носит чемпионский титул. Но сейчас ей куда ближе титул, который практически каждой женщине дороже любых богатств и побед, – титул мамы. А еще Ольга совсем недавно попробовала свои силы на новом поприще – тренерском. Чем живет сейчас прославленная велогонщица? Об этом нашим читателям рассказала она сама.

 

Из нашего досье…

Родилась 28 апреля 1969 года в Харьковской области

Велогонщица, тренер, почетная гражданка Тулы

Олимпийская чемпионка 2004 года, бронзовый призер Олимпиад 2000 и 2004 годов, шестикратная чемпионка мира, семикратная чемпионка Европы

Заслуженный мастер спорта России

Награждена многочисленными орденами и медалями, в частности «За заслуги перед Отечеством II степени», «Орденом дружбы»

Замужем за тренером по велоспорту Константином Пономаревым

Сыну Сергею от первого брака (с тренером по велоспорту Михаилом Ростовцевым) 14 лет. Сергей, воспитанник тульской СДЮСШОР по велоспорту, одержал в этом сезоне уже четыре победы на соревнованиях в Италии

Сыну Егору от второго брака – 1 год 10 месяцев

 

С велосипеда снял сын

До ШВСМ у вас был опыт тренерской работы?

Нет. Я из большого спорта ушла только, наверное, потому, что на чемпионате мира в 2009 году упала, сломала ребра. Потом забеременела. Муж говорит: «Тебя Егор снял с велосипеда!» Так бы, наверное, я еще гоняла и гоняла… Больше года отдыхала. Скажу честно: мне до сих пор нравится сидеть дома, даже выходить никуда неохота.

Без большого спорта скучаете?

Скучаю по суете. Хочу не гонки гонять, а приехать на чемпионат, проникнуться той атмосферой и почувствовать, каково быть болельщиком. Хочу повидать друзей. И хочу, наконец, сама сесть на велосипед. Пятки горят! Не могу из машины учить. Когда буду рядом, мне будет легче рассказать, смогу показать. Так быстрее и доходчивее. Мне хочется воспитанникам многое дать. Но тяжело будет вкатиться, ребята-то уже готовы.

А самой погонять?

Самой уже нет. Сейчас только начала осознавать, что уже все, нагонялась. Мы были в Майкопе на сборах, параллельно проходили соревнования, и старший тренер по шоссе подходил, говорил: «Давай мы тебе дадим 500 дней, и – вперед!»

Искушали?

Нет, не могли они меня искусить. Потому что давали только 500 дней, а к 500 дням больше ничего. А выкладываться надо очень много! И опять отрываться от семьи, от детей. Даже если ребенок рядом, все равно – не рядом: когда по 6-8 часов в день тренировки, ты устаешь, хочешь отдохнуть и разрываешься между ребенком и желанием просто полежать. Не то уже время, чтобы все на спорт отдавать. Пора отдавать все семье!

 

Спорт не панацея!

– Свою тренерскую деятельность в Тульской школе высшего спортивного мастерства я начала в феврале, – вспоминает Ольга Слюсарева, – тренирую детей 14-15 лет. Мы находим общий язык. Не то чтобы дети считают меня авторитетом – они ведут себя со мной свободно, не шугаются, что мне очень нравится. Но они меня и уважают. На сборах в Майкопе мы снимали дом, со мной были 18 человек. Я их воспитывала, они – меня. Пришлось ребят немножко «построить». Я люблю чистоту. Мама удивляется: «В кого ты такая? С 12 лет дома не живешь, но с ума сходишь по порядку». Я не фанатичка, но, если вокруг грязная посуда, крошки, грязный пол, это меня убивает. Самая элементарная чистота должна быть! Одна мама позвонила на днях: «Дочка приехала, изменилась очень – посуду за собой помыла».

Вижу по детям, как много они недополучают и в школе, и в семье. Детей, увы, не учат в школе думать, общаться – зато приучают выполнять приказы. Это невозможно! Я ребятам говорю: должна быть инициатива, лучше пожалеть о том, что сделал, чем о том, чего не сделал. Думайте, как олимпийские чемпионы. Живите, как олимпийские чемпионы. Не живите спартакиадой, которая на носу, – живите Олимпиадой! Иначе спартакиада и станет вашим спортивным «потолком», и вы остановитесь на ступени не дальше Тулы.

Столкнулась с тем, что мне повально звонят родители: «Он (она) неуправляем, слушает только вас, повлияйте на него (нее)». Я родителям часто повторяю: «Приходите ко мне, давайте общаться. Живите жизнью ребенка. Находите общий язык. Не будете участвовать в его жизни – отдалитесь, уйдет он от вас, стена между вами появится. Спорт – это не выход. Будете жить как соседи». Очень мало спортсменов, которые духовно возвращаются к родителям, многие становятся как чужие… И когда мамы жалуются, например, что дочь неуправляема, я им отвечаю: «Засиделись ваши девочки, вы их избаловали, боитесь заставить лишний раз вещи в стиральную машинку положить. И виноваты не дети, а родители, потому что им лишний раз объяснять ничего не хочется, а проще самим все сделать».

А детей на самом деле тренировать очень интересно! Видно, что они чему-то учатся, у нас уже вырисовывается команда.

 

Велогонки на генетическом уровне

Старший сын Сережа уже участвует в соревнованиях?

2 июня ему исполнилось 14 лет. С конца марта он в Италии. Его тренирует отец. Уже были победы на крупных гонках. Но сначала результатами были третьи, четвертые места, он не был рад результату, для него это уже мало. И я ему говорила: «Ты же помнишь, я всегда работала сама, ни на кого не надеялась». А он отвечал: «Да вот мне папа то же самое сказал…»

Сережа рано повзрослел. Ездил с нами, сопровождал все гонки – и «Тур де Франс» и «Джиро д’Италия». Но, видно, в сыне живет прирожденный максимализм. Он повзрослел на том этапе, когда мама начала много всего выигрывать, видел много раз маму на пьедестале.

Егор еще не начал педали крутить? Хотя бы на маленьком велосипеде.

Пока нет. У нас нет стремления отдать ребенка в спорт. Пускай будет ученым, главное – чтобы это был его выбор! Вот у Сережи выбора особого не было…  

У ваших сыновей навыки гонщиков, наверное, на генетическом уровне?

Так и есть! Первый ребенок, когда только родился, правой ногой педалировал, а второй – левой ногой. И фигура у обоих мамина – мышцы развиты по тому же типу. Правда, Сережа, когда родился, был похож на меня, а Егор – на папу. У Егора волосы кучерявые.

Мне все время говорят, что чужие дети быстро растут. Нет, свои растут еще быстрее! Вот он лежал на подушке, а сейчас уже бегает. Егор все схватывает на лету! Уже в семь месяцев сообразил, куда выбрасывать свой подгузник: ходить еще не мог, и ползком, как Маресьев, дополз до ведра, выбросил подгузник и сказал: «Кака». И это в семь месяцев! Мы с мужем наблюдали эту картину и диву давались!

Егору достается больше маминого внимания, чем в раннем детстве Сереже?

Обычно Егор постоянно с нами, там, где мы. Я на кухне, значит, и он со мной, что-то вытаскивает из шкафов, разбирает, стучит. Мама моя, когда приезжала в гости и увидела все это, была в шоке! Говорю: «Мам, ничего страшного, сломает – значит, сломает». У нас все открыто, доступно, кроме, конечно, опасных вещей. Развивается ребенок именно тем, что ему интересно. У меня Сережка так же рос. Мы воспитывали его без бабушек и дедушек.

Со вторым ребенком я поняла, что игрушки детей совершенно не интересуют. У нас самое интересное – это пылесос, посуда, всякие пустяшные вещички, которые можно откуда-то вытащить, разобрать. У меня крестник на год старше Егора, и сыну от него все игрушки достались. Мы с мужем купили только книги – очень он их любит, особенно с толстыми яркими страницами. А на игрушки посмотрел – ну, машина и машина.

Конечно, стараешься ребенку больше времени уделять. Пока мама была в гостях, много занималась с ним: «Езжайте на тренировку, а я с ним погуляю». А я так скучала по Егору! И он больше во мне нуждается, чем первый сын. Сережа привык в команде, с папой все время в машине. А Егор со мной уже полтора года, и, когда слышишь постоянно «мама, мама», как-то на душе теплее становится.

Вторые дети ближе к маме?

Нет, я и Сережу обожаю. Я так скучаю по нему! Просто Егору больше времени уделяешь и еще хочется. С Сережей было так: ты на велосипеде, а он сзади в машине. Приехал, помыл его, покормил и спать. А с Егором – до сюсюканья. Но знаю точно: любовью не избалуешь! Все равно ребенок вырастает таким, каким вырастает. У меня замечательные дети! Рано взрослеют, правда…

Как вы любите отдыхать?

Хочется к воде! Даже не на море – в лес, к водоему. Хочется уехать из города, чтобы ребенок ползал по траве, ходил по земле. В прошлом году в июне мы как-то заехали в лес после тренировки, Егору было около полугода, я набрала земляники и кормила его. Он ел ягоды с таким удовольствием! Хорошо, у меня дети не аллергики. Едят килограммами все – клубнику, апельсины, мандарины. Единственное высыпание было у Сережки в полгода, мы летели из Киргизии со сборов, вылет задержали, вся вода закончилась. Цивилизация там была слабая. Простой воды не смогла найти. Был сок облепиховый. Я ему дала, он выпил с жадностью и, пока прилетели, весь покрылся красной сыпью! Но через два дня уже все прошло. Тогда некогда было думать, что ребенку этого и того нельзя. Ели все, пили все, спали где попало!

 

Воспитание личности

Психология спортсменов, а тем более – олимпийских чемпионов, сильно отличается от психологии людей, в спорт не вовлеченных?

Да, и очень сильно. Два разных мира. Я общаюсь с подругами и вижу, какая разница между нами – в мировоззрении, в быту. Такое ощущение, что ты лет на пятьдесят старше, потому что опыта больше. И жизнь, видно, спортсменов больше треплет. К тому же многие рано покидают отчий дом, мало кто живет с родителями. Я полностью ушла из дома в 12 лет. Мне пришлось уехать в спортивную школу в другой город за 90 километров от дома. Собрала чемодан и уехала. Взрослеют спортсмены раньше. Например, старшего сына сверстники не интересуют и не интересовали в детстве. Интереснее было со старшими. Ему было о чем с ними поговорить. Он много знает, причем из собственного опыта.

Я пытаюсь, конечно, адаптироваться к этой жизни, к этому мышлению, ведь спорт не предел. В жизни все может поменяться. Нужно будет – закончу тренерскую деятельность, займусь ребенком. Мы с мужем в прошлом году поступили в вуз, получаем по третьему высшему образованию, учимся на педагогов-психологов. Нам интересна не столько учеба, сколько новая профессиональная литература. Дома и у самих этой литературы хватает, а мы все чего-то новое хотим найти. Уже преподавателей замучили, они нам говорят: с вас самих уже надо работы писать.   

Увлечение психологией связано только с тренерской работой?

Первый муж пытался внушить: ты не способна ни на что, кроме как крутить педали. Он старше на 12 лет, очень властный человек. Ему казалось, что мне надо постоянно показывать, что он царь и Бог. Наверное, с его стороны это была боязнь, что я уйду из-под контроля. Когда появилось свое мнение у меня – а оно появилось почти сразу – начались и проблемы. Потом я стала немножко умнее, научилась прятать это мнение. Но однажды я поняла, что свои победы воспринимаю не как должное, а как случайность. Я была не готова подняться на пьедестал, воспринять свою победу как заслуженную. Чувствовала, что со мной происходит что-то не то, и я должна себя как-то вытащить из этого состояния, потому что поняла, что если ты не готов принимать богатства, дары, победы – все, что дается Господом, то это скоро закончится. И я вплотную занялась воспитанием себя. Мне год стоило воспитать в себе личность, убедить себя, что я сильная, что все могу. Причем воспитала себя только через литературу, я взахлеб читала. Я вытащила себя! И когда выиграла Олимпиаду, то с гордостью поднялась на пьедестал, а затем уже дома, в Туле, свободно смогла выступить с речью на сцене в драмтеатре. Помню свое выступление перед публикой. Мне дали текст, я его лишь пробежала глазами, вышла и сказала все сама, без шпаргалки. И тогда почувствовала наслаждение собой. Я выиграла Олимпиаду, стала сильной и ничего не боюсь! Я свободно разговариваю с людьми, не стесняясь и не боясь!

Мой муж говорит: «Энергетика сильных спортсменок чувствуется во всем. Бывает, надоело быть сильной, хочется стать слабой, но в крови нет такой возможности!»  

На чтение книг времени хватает?

Не всегда. Читаю очень много! Зачитываюсь взахлеб Коэльо и Куатье. Все книги скупаю, читаю, перечитываю. Люблю подчеркивать то, что мне нравится. Снова перечитываю то, что подчеркнуто. Уверена, что через пару-тройку лет снова прочитаю, и совсем другое захочется подчеркнуть. Когда даю книги читать кому-то, говорю: не смотри, что подчеркнуто у меня, воспринимай то, что сама видишь, и подчеркивай. И мне интересно увидеть книгу так, как другие видят.

Психология – единственное хобби?

Сейчас, когда есть время, нравится заниматься домом. Сидеть дома и не вылезать!

 

Беседовала Юлия КОПЫТОВА

Категория: Журнал "Тульский ARSENAL" » Интервью

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)
Вопросы и предложения направлять по адресу: 71info@mail.ru