0

Ю.Шевчук: "Русский рок жив!"

Автор: Editor от 22-04-2013, 15:57

Ю.Шевчук: "Русский рок жив!"

 

После нелегкой дороги Юрий Шевчук поприветствовал журналистов словами:

- Здравствуйте, дорогие, очень рады быть в городе-герое Туле. Тула славный город. Встретил нас весной. Хотя на трассе пришлось долго  стоять - была авария. На обочине лежали два трейлера. Не наши, слава богу. Жаль людей - пострадали.

В своих ответах Шевчук апеллировал к мифологическим, литературным и поэтическим образам, ссылался на высказывания и цитаты Бродского, революционных мыслителей и философов…

Ю. Ш. - Многим людям трудно поверить, что мы играем не ради денег, а чтобы донести до слушателей свою позицию, подарить им то, что нам дорого. К сожалению, уже долгие годы россиян пытаются одурачить, внушив им, что деньги и карьера являются главными в жизни. Повсюду насаждается дешевая имитация. Имитация искусства, политики, дискуссий, мыслей. Мы же хотим напомнить о подлинных ценностях: чести, достоинстве, Родине, любви. Да, мы идеалисты, и не стесняемся этого.

- У вас на удивление молодой коллектив, помолодел заметно.

Ю.Ш. - А я кощей бессмертный. Мик Джаггер умрет молодой.

- Можно вопрос к коллективу? Для вас Юрий Шевчук это учитель, наставник…

Ю. Ш. - Духовный гуру! Ребята приковывают меня к батарее, когда я слишком много курю, и справляются прекрасно  сами!

У нас две программы. Одна  «Иначе» - программа. Вы, наверно, знаете, это такое шоу. Достаточно интересная, мы попытались там избавиться от наших штампов. У нас много молодых музыкантов, потому что все время хочется развиваться, играть современную музыку, как мы ее ощущаем, конечно. Потому что все ее ощущают по-разному. «Иначе» - это большая программа. Мы сейчас играли ее в Мурманске, Петрозаводске, Вологде - очень здорово было. «Сольник» - это программа более камерная. Она на тысячный зал рассчитана. Там мы показываем группу с разных сторон. Там я читаю много стихов, ребята играют свою музыку. Кстати, завтра вы услышите произведение, написанное нашим замечательным гитаристом, и Аленино народное творчество, написанное вместе с Константином Шумайловым, вы услышите, может быть, композицию Темы Мамая, поиграют джаз Ваня и Артем, Вы услышите группу с разных сторон , мы сыграем и старые композиции, «Сольник» это такая программа - можно ее и так развернуть - можно эдак. Т. е. фактически можно писать справа налево - можно слева направо. Можно в столбик, поэтому программа очень живая. Мы единственная группа в стране, которая имеет, как театр, две программы. Программа «Сольник» отличается от «Иначе», она более камерная, гибкая - стихи и песни. И если «Иначе» – это жесткая концепция, актуальный рок, то здесь все очень просто, мягче, Иногда мы ее корректируем и меняем. Хотя от гражданственного чувства никуда не уйти. Это с нами всегда. Завтра вы послушаете старые песни, написанные еще в прошлом веке, которым место, может быть, уже в краеведческих музеях, но они до сих пор любимы народом. И новые какие-то песни. Мы поиграем и джаз, и рок-н-ролл, и авторскую песню, и стихи почитаем. Всего будет достаточно. Покажем группу со всех сторон.

Духовность - вещь, которая связана очень серьёзно с правдой, искренностью, со свободой, в первую очередь. Вот и наша программа достаточно искренняя, поэтому, наверное, какая-то светлая тень духовности в ней есть. Мы тащим человека к свободе, тащим его к пониманию, что ты личность, что всё завит от тебя: и добро, и зло в тебе, и всё, что вокруг тебя.

Мне бы очень хотелось, чтобы здесь всё посветлело, появилось и сформировалось гражданское общество. Чтобы ушли средневековые социальные отношения, которые сейчас в стране буйными лопухами расцвели: чиновники, бюрократия, холопы и рабы на кормлении. Хотелось бы «возрожденчества» какого-то, демократичности. А для этого надо думать иначе, не довольствоваться плакатами с готовыми ответами, обильно висящими на заборах. Включаешь телевизор - одни ответы, слушаешь радио - ответы, ответы, ответы, …. Не кури, не пей, голосуй за этого кандидата, веди себя вот так, а не иначе, аплодируй вот здесь, где положено, вот здесь свистеть нельзя, хулиганить нельзя, своё мнение «выражевывать» нельзя.

У группы «ДДТ» нет спонсоров, мы не участвуем в рекламе, не выступаем на корпоративных вечеринках, не рекламируем алкоголь и сигареты. Мы пуповиной связаны с народом, публикой. Люди пришли, заплатили, а мы окупили звук, экраны, технологии. А технологии у нас XXI века, все очень современное, дорогостоящее.

- В своих интервью вы говорили, что любите современную молодежь и возлагаете на нее очень большие надежды. У вас осталась это вера и почему?

Ю. Ш. - Это как у Хармса - Лев Николаевич Толстой очень любил детей Бывало придут к нему 30 - 40 - 60 , он их гладит по головке и все ему мало… Я и к пожилым людям отношусь не менее трепетно, чем к молодежи, к своим ровесникам тоже. Молодежь у нас харизматичная есть, слава Богу. Главное, чтобы ее не убили на какой-то войне, чтобы ее не задавила вот эта Кремлевская рефлексия, лозунги, этот пресс псевдопатриотической заборной рекламы. Если молодежь будет думать, задавать вопросы, пытаться отвечать на них, и взращивать свои личности, тогда наша страна выберется из этого состояния, и будет гораздо светлее. Это вы наверно все понимаете, слава Богу. Поэтому молодежи на наших концертах много, и мы с ней говорим об этом. Каждому пацану мы говорим: будь Гамлетом, чувак, задай себе вопрос - БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ. Это очень важно для тебя и для России. Постарайся на него ответить. Сам. Не считывая вот это вот все. А у нас очень много ответов сейчас. Никто не задает вопросов, а ответы все есть уже. Ответы есть на все - что носить, что пить, что есть, за кого голосовать,  как говорить и так далее и тому подобное. Это очень скучно.

- А как же им тогда находить ответы-то? Где?

Ю. Ш. - Самим! Ват он задаст сам себе вопрос, и  естественно на него отвечая, придет к каким-то источникам, почитает Упанишаду, Евангелие, Ницше, Хайдеггера, Поппера. Найдет, найдет, найдет… да.

Сейчас вообще время таких бронзовых авторитетов, оно наверно, может быть, к сожалению, может быть к счастью закончилось, поистлело, проржавело. Но в этом есть и свои плюсы - идет поиск каких-то новых значимых фигур, которые своей харизмой, значимостью, мощью своего мироощущения будут авторитетами у молодежи. Я не говорю про молодежь из дома 2, я говорю про молодежь думающую, университетскую.

- А какие сейчас авторитеты могут быть у молодежи?

Ю. Ш. - Я же не молодежь.

- А вы считаете себя авторитетом?

Ю. Ш. - Я - нет, я в тюрьме не сидел! И наколок у меня нет. Об это вообще задумываться - очень дурная работа. О своей звездности, авторитетности… Потом придешь в магазин за хлебушком - там стоит в очереди пара-тройка молодых людей, один другому говорит: слушай, Шевчук стоит! А второй говорит - кто это? И ты такой весь - забыл про хлеб, про сдачу, пришел домой и сидишь на белом камне, и думаешь - что бы такое сделать, чтобы меня опять узнавали, что же такое авторитетное отчибучить. Мессианство, как говорил Бродский, самая после гриппа распространенная болезнь у всех наших творческих людей. Написал человек стишок, песенку, романчик, и начинает всех учить. Я  ищу не авторитеты, не Наполеонов, а мысли. А мысли - они… Я могу эту мысль гениальную прочесть у деда на завалинке. Он мне расскажет пор межу. Кто угодно, шофер на дороге. Мысли, мысли… Мысли, которые в тебя падают, как в бездну, и ты понимаешь - это правда! Вот нам дано это чувство Правды. А это очень важно.

- Вы принимали участие в марше несогласных.

Ю. Ш. - Вы об этом спрашиваете, как будто я пионер на параде! Принимали участие… Все нужно. Нужны и акции, и разговоры на кухнях -  до ора, до драк

- К чему это может привести?

Ю. Ш. - К светлой России. К становлению гражданского общества. К тому, что вы, милая моя, будете защищены законом, и вас никто не обидит. А если обидит - то он пострадает, именно в суде. Вот за это идет битва. Чтобы не было феодальных отношений между людьми. Чтобы не было бояр, князей, которым все можно,  и не было тяглового народа, которому ничего нельзя. Который не защищен социально, экономически. Равенство всех перед законом. Сейчас идет эта битва, она нормальная. О ней еще в Упанишадах написано было. Реакция, конечно этого не желает. А мы хотим, вот и все!

- То есть разговоры на кухне возвращаются.

Ю. Ш. - Безусловно, ведь кухня же это наше святое место! Ну и «марши Несогласных» - тоже. Все необходимо, все должно быть. И вы, как господа журналисты, должны просвещать, иногда даже вопить о гражданском обществе!

Я сейчас был на закрытой предпремьере фильма Алексея Германа «Трудно быть богом». Вот интересно очень. Это был такой закрытый показ, и Светлана Кармалюк читала текст, еще не было озвучки. Он начал сценарий писать 18 лет назад. А съемки начал 15 лет назад. Советую посмотреть, хотя люди уходили, потому что это для подготовленных. Чтобы  действо наблюдать, нужно быть интеллектуально весьма развитым. На нашем ряду остались я, моя жена и Никитин, гитарист. Остальные все ушли. Даже такая элита московская потащилась к выходу. Но фильм очень тяжелый. Очень тяжелый, но мне очень понравилось, когда Светлана читает текст, и ничего не понять, и просто такое - конец света. Причем он такой - космогонический. Как говорят же философы о том, что смерть появилась от огромной какой-то трагедии космического масштаба, и вот это там все есть. И Брейгель, и  Босх, и Дюрер с его «Конями апокалипсиса». И все это, конечно, настолько мощно, и настолько тяжело! Стругацких там нет вообще.. Это как Тарковский. Там тоже нет Стругацких. Там усилена философия. Размышления такие, алхимия какая-то кадра. Вот прямо, знаете - добыча золота из говна. Вот чем Герман занимался и, по-моему, он этот камень нашел. То есть удивительная работа. Но я говорю о том, что искусство дышит, живет, и конечно - все Слава Богу. И альбомы выходят прекрасные, замечательные, и мы уже сейчас подумываем с ребятами над новой пластинкой и репетируем ее потихонечку, перед концертами, то есть все слава Богу!

Вопросы музыкантам:

- Ходят легенды о том, что Юрий Юлианович очень катигоричен и требователен к своим музыкантам. Так ли это?

- Да, конечно да. Чтобы вытащить из человека то, что он даже сам о себе не знает, нужна очень большая сила воли и напряжение.

- А это что, антрепризный какой-то проект?   Команда собирается именно на выезды, или что?

- Музыканты - это люди, которые играют во многих группах. Это нормально, это люди, которые участвуют во многих вещах сразу. Это говорит о многогранности.

- Это Шевчук и компания?

- Да нет, мы группа ДДТ. Но кроме этого, мы играет в других группах. Это нормально.

- А вы являлись поклонниками ДДТ?

- Я в детстве слушал. Слушать слушали, а так чтобы поклонниками - не сказал бы.

Ю. Ш. - Нет, Тема очень изменил наше звучание, и благодаря ему мы занялись поиском. Тут три старика - я, Шумайлов и Ваня, мы хотели играть другую музыку, и Доца сам ушел. Он сказал:  ищите другого барабанщика. Вот Доце, кстати, Тема очень понравился, и он сказал: ребята, смотрите только не сломайте его, не давите на него, пускай играет.  Мы дружим очень, он играет ритм - енд- блюз, а в программе «Иначе» мы играем другой, актуальный рок, и там другая манера речи совершенно, и Доце это все не по душе было. Так же как и Паше Борисову, и дяде Мише, и ребята сами ушли. Это нормально.

- Много поклонников у вас отвалилось с течением времени из-за этого рока?

Ю. Ш. - Не много. Мы всенда предлагаем людям, которые с нами ведут диалог, и интересуются нашим творчеством, развиваться вместе с нами. И вообще, быть чесовой группой, ребята, это самая тоска. Ну, мог бы я петь эту «Осень» до самой смерти, по кабакам, как некоторые коллеги мои, и жил бы нормально. Но какой смысл в этом? Мы же пришли в музыку, чтобы развиваться, играть, открывать какие-то пространства, чтоб «жизнь прожить - не поле перейти». Вот это интересно! А остальное все - чес, чес Его Величество.

- Юбилейчик-то будете отмечать?

Ю. Ш. - Не будем. Я не отмечаю юбилеи, давно уже. Это же глупость какая-то, пафос, фальшь, кучи каких-то бумажных цветов, чувствуешь себя как на кладбище. Нет, мы живые люди, нормальные, и у нас масса новых песен, мы найдем какую-то новую стилистику речи. Я эклектичен,  в этом смысле нет зашоренности, я не люблю один хеви металл, или инди-рок, или там еще что нибудь.  Стилей больше, чем музыки! Мы варим свой суп, свой борщ. А ваш борщ - придти нас и послушать. Мы привезли сюда, как в любой город, аппаратуру, которую мы взяли в аренду. Аппаратура высокого класса. Мы ее взяли в аренду, бригада рабочих у нас из Риги. И свет, и звук - все свое. Т. е. мы всегда стремимся к максимальному качеству. Вы завтра придете и это все услышите. Чтоб все было разборчиво, четко, чтоб был высокого качества звук - конечно, мы на этом теряем деньги, потому что отбиваемся только на билетах. Но качество - это очень важно. Это тоже говорит о том, что мы пишем музыку - и это главное. Качество, чтобы русский рок не называли говнороком, а называли Русским роком.

- Он жив сейчас? Вот этот русский рок, устоявшийся уже.

Ю. Ш. - Это классика, чувак, это же классика! Русский рок, конечно же, есть. И он в лучших своих проявлениях, в песнях Цоя, БГ, Саши Башлачева, Майка Найменко, Димы Ревякина - это просто классика.

- От вас всегда ждут «Осени».

Нет, давно уже не ждут. У нас весенняя программа, и завтра мы будем о весне играть. Мы сезонные. Зимой про зиму, осенью про осень, завтра про весну. Если хотите, если вы себя считаете таким уж русским рокером, мы для вас можем и осень отчибучить. Нормально, хорошая песня. Приходите завтра - послушайте. Я думаю, будет не скучно.

- На нашествии вы всегда спрашиваете, что спеть . А на концертах вы поэтому принципу действуете?

Ю. Ш. - Конечно. Где-то ближе к концу. В начале мы сывграем новое,  то что, чтобы как-то запустить этот паравоз. Это же работа, это не монологи, и концерт это диалог публики и музыкантов.  Птица должна вылететь, и полетать над залом. Это очень важно! Иначе никакого смысла нет.

- А вы на концертах больше отдаете, или получаете?

Ю. Ш. - На концертах единение какое-то происходит. Масса одиночеств приходит. Со своими проблемами бытовыми, социальными, в тоске какой-то, или у кого-то тестостерон зашкаливает, у кого-то - голова лысеет. А тут можно просто включить какое-то другое, озаренное сознание, где может быть какая-то информация, она в тебя входит, тебе кажется что через уши, глаза, через твои рецепторы, а на самом деле не так, и рождаются какие-то образы другие, и какие-то чувства другие, может быть мы  это непредсказуемое сознание организоваем в зале, путем абсолютно честной, искренней работы, музицирования, исполнения стихов, песен и получается в результате очень хороший концерт

- Русская душа русскую душу всегда поймет. а как за рубежом вас воспринимают?

Ю. Ш. - Вообще, как говорят - толерантно. В Америке афроамериканцы от нашей музыки перлись, мы даже подумали сделать эксклюзивный концерт в Гарлеме и вход только афроамериканцам. И рассказать им о таннственной африканской пушкинской русской душе. Может быть, чем черт не шутит! Нормально! Энергию же ловит человек!  Я говорю не о логике, не о эмпирике, а о коком то другом измененном сознании, которое ловит человек! Откуда стихи? Если бы мы все мыслили логически, и во главе угла было бы философское, концептуальное сознание, то физики-ядерщики писали бы гениальные произведения искусства. Но Бетховен не был физиком.

- Но в вашем творчестве текст это основа.

Ю. Ш. -  Текст это основа, но завтра приходите, послушайте - музыки не мало. Мы стараемся, чтобы ничто не доминировало. Я, все-таки, не такой уж и поэт, то есть всего лишь пишу тексты песен, и это очень важно понимать. И не тащить одеяло на себя.

Два года назад я понял, что в группе назревает кризис. Я считаю, что настоящая рок-группа постоянно должна обновляться, или уходить со сцены. Тогда я собрал музыкантов «ДДТ» и сказал: «Если я не напишу каких-то новых песен, то все разбегаемся». Петь старье больше уже не было сил. И вот появились новые песни, и мы решили сделать принципиально новое шоу. И новые музыкальные задачи могли решить только новые музыканты. В группу пришла молодежь. Нашему Теме Мамаю, например, всего 22 года. Еще мне теперь очень помогает чудесная певица Алена Романова. Ее голос можно услышать практически во всех песнях альбома «Иначе». Поверьте, это удивительно талантливая девушка. Что касается ветеранов, то я не вижу трагедии в их уходе. Это их выбор. Мы продолжаем общаться, встречаться, так что все хорошо.

- А как вы нашли тулячку Алену Романову?

Ю. Ш. - Его величество интернет! Нашли  и затащили в наш домик на курьих ножках. - Был восхищен. А мы как раз искали вокалистку, потому что к моему мужественному голосу очень подходит нежнейший женский вокал. И нашли Алену, и все получилось, слава Богу. Алена показывала мне подъезд, где первый раз поцеловалась с молодым человеком. Алена, в общем-то, изваших мест замечательных. В вашем городе она получила образование. Алене надо вообще сольный альбом выпустить. Она уже с Костей Шумайловым, нашим аранжировщиком и концертмейстером, работает над этим альбомом.

 

- Вопрос Алене. Вы закончили Тульское училище Даргомыжского? Вы были поклонницей Группы ДДТ

 - Да, отделение народного хора. И несколько лет работала в Тульской филармонии. Я была поклонницей, но никогда не думала, что буду участницей этой группы. У меня была удивительная история. В 99 - 2000 году я работала в Филармонии. И в Туле был концерт ДДТ. Мы с девчонками остались и слушали на балконе, а потом к нам пришли, и сказали - уходите! И мы ушли.

- Это был знак судьбы!

Ю. Ш. - Мы тогда на концерт приехали со своим самоваром. По дороге купили, я тогда поставил его на сцене, и весь концерт любовался этим самоваром. У меня до сих пор он на кухне стоит.

- У вас такой насыщенные тур, каждый день переезды, концерты, вы физически не устаете?

Ю. Ш. - Все болеют: Костя болеет, Артем болеет, Тема уже отболел. Вот я голос сорвал в Вологде. Вообщем, не сладко. Ну, ничего, нормально.

- Процесс сочинения песен это для вас в форме монолога внутреннего, попытка ответить на волнующие вас вопросы, или это уже готовые мысли, которые вы хотите донести до своих слушателей?

Ю. Ш. - Вы частично  ответили. То, что вы сказали, и еще достаточно много. Сейчас даже современная наука определенно уже знает, что рационального сознания, в творчнестве гораздо меньше, чем подсознания. Процессы, которые идут в подсознании, не выяснены до конца. Там есть что-то  озаренное, о чем я говорил, творческая часть, и те пространства, где человек встречается с Богом. И этого очень много. Но есть и рациональное. Человек должен быть весьма образован. Это твой инструмент, который должен быть хорошо наточенным. Все должно быть, и ты должен постоянно развиваться, играть гаммы.  С одной стороны, это обязательно, с другой - еще что-то. И много всего. И где-то тайна. Но я не буду наводить тумана: - вот, моей рукой водит Господь. Это кака-то по мессиански. Бывает какое-то солнце в ветках сверкнуло, и что-то шевельнулось в душе.

- Остается ли у вас время на чтение и что вы любите читать?

Ю. Ш. - Я читаю все свободное время. Попытался «Город» Акунина осилить на гастролях, но до половины прочел и уже как то устал. Я читаю много. Я несколько книг обычно читаю. Я сейчас читаю книги по истории, религиозной философии. Вот сейчас у меня на столе книга Александра Меня «История религии», очень интересная. Он как раз пишет о различных трансформациях человеческого духа, о космогонии. Мень ни чета нынешним некоторым иерархам православной церкви - он был очень образованный человек, и он уважительно относился ко всем мировым религиям, и его понимание христианства - просвещенное понимание. Но вместе с тем, это не ересь, абсолютно просвещенное понимание христианства, очень высокое, как у Бердяева было и у многих наших русских православных религиозных философов. Это все мне очень по душе. Он очень многое объясняет, заходит с разных философских точек зрения. Это человек, который читал Упанишады , читал Заратустру - удивительный человек. И сейчас, когда идет какая-то странная навязанная борьба между атеизмом и православием, когда какие-то массы казаков с одной стороны, с другой стороны  - воинствующие, похожие на комсомольцев 20-х богохульники, атеисты, менеджеры. Это все чушь собачья. На самом деле - все живет вместе. Ведь в Ватикане есть своя академия наук, и там есть свои физики-ядерщики, которые занимаются квантовой механикой, и все это мирно существует. Главный вопрос науки и веры сегодня - это вопрос космологии, проблема первого взрыва. Как раз здесь сейчас идет острие битвы. Многие ученые они говорят, что в принципе, у господа не было времени перед взрывом создать вселенную, потому что это была черная дыра, а в черной дыре времени нет, там слишком велико напряжение всех сил и гравитации. А верующие говорят: ну, времени не было, а Господь-то был. Он выше времени. Я могу долго об этом говорить,это моя любимая тема. В моей душе все живет мирно, все сосуществует - и наука, и философия, и теософия, и я этим очень увлечен, и это мне дает возможность расширить мои знания. Самое главное, конечно, не стать ботаником, и быть в динамике жизни. И вот когда философия в тебе ворочается долгими ночами, и ты еще динамично живешь, общаешься с разными людьми, выживая, как мы все - вот здесь как раз и получается реальность существования, и ты чувствуешь жизнь в каком-то ее мощном объеме, и тексты пишутся не совсем туманные, а живые. Но в этих живых, социальных текстах немножко вникаешь: человек, не забывай об истинном объеме своего существования. Все эти заборы в городе Тула - это не все, не весь мир, есть еще Его Величество Млечный путь. Это все очень круто.

Меня некоторые люди спрашивают: « При чем здесь сатира, что вы всем не довольны? Люди-то живут хорошо». Возникает ответный вопрос - а вы, извините, не менеджер газпрома, что вы живете хорошо? Приезжайте в Тулу, в Калугу, в Пермский край, приезжайте в Сибирь, посмотрите, как люди живут. Не все люди живут хорошо. Я хочу сказать, что у меня есть глаза и уши. И душа есть. Поэтому у меня душа болит об этом. Я не рок звезда, звезды в небе, я хожу за хлебом в магазин, хожу по улицам пешком, я вижу все, и об этом мои песни. А когда люди считают, что раз им хорошо, то и всем хорошо, эти люди просто не имеют сердца. Вот и все, что я хотел сказать. Добра!

Наши ребята молчат, но завтра они скажут столько, что вы будете аплодировать минут 30! Ура, Алена! До свидания, Тула! Приходите на концерт.

 

Наталья САВОСТЬЯНОВА

Категория: Журнал "Тульский ARSENAL" » Интервью

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)
Вопросы и предложения направлять по адресу: 71info@mail.ru