0

Волшебная глина. В гостях у тульского мастера-керамиста

Автор: Editor от 18-06-2018, 13:45

Волшебная глина

В гостях у тульского

           мастера-керамиста

 

Мастерская художника – место загадочное, притягивающее. Место, где рождаются шедевры, где властвует вдохновение. И вот мы оказались в самой настоящей мастерской – в Центре Традиционной Тульской керамики, где и пообщались с Еленой Палевской, кандидатом искусствоведения, народным мастером России, членом художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Тульской области, мастером-керамистом и создателем центра.

 

Елена Михайловна, расскажите, пожалуйста, о вашей деятельности.

Мы занимаемся разными вещами, которые условно можно поделить на творческие эксперименты, производство, обучение, мастер-классы и научные исследования.

Тула – это город, который обладает более чем пятивековыми традициями керамического производства. Конечно, периодически появляются идеи о том, что керамика восходит чуть ли не к дохристианским временам, но это все лирика, красивая сказка. Покажите мне доказательства!

 

Должны быть какие-то археологические находки, наверное, фрагменты…

Совершенно верно! И когда мы говорим о пятивековой традиции, то доказываем это конкретными фрагментами. Малоизвестный факт, но в какое-то время производство керамики было сопоставимо с оружейным. Особенно славились тульские изразцы – наши мастера производили изразцы всех видов, владели всеми техниками росписи.

Строительство государственных заводов в Петровскую эпоху оттеснило керамику. Но до сих пор тульские изразцы украшают многие музеи нашей страны, хотя не всегда верно атрибутированы: часто тульские изразцы принимают за калужские или московские.

Массовые научные данные о тульском производстве керамики начали появляться с 2014 года, и большинство научных работ еще не изданы. Моя основная задача на сегодняшний день – изучить тульский изразец, наладить производство, поднять его.

 

В чем причина интереса к народным промыслам сегодня?

Мы живем в глобальную эпоху, когда расстояния сократились, нации смешались, различия упразднились. Это дает обратный эффект, когда у людей возникает потребность в самоидентификации. Не в противопоставлении, не в вынесении оценок «хуже – лучше» или «выше – ниже». Национальные промыслы позволяют сохранять эту идентификацию.

Наша мастерская уникальна, мы владеем всеми керамическими технологиями, и я этим очень горжусь! Но главная для нас тема – тульский изразец. У нас есть поддержка города, что не может не радовать. Администрация хочет продвигать тульские бренды,  всегда есть люди, далекие от керамики, но интересующиеся этой темой среди прочих. Отдельное спасибо хочу сказать уполномоченному по делам предпринимателей Тульской области – Александру Головину, компетентному, культурному и неравнодушному человеку.

 

А с какими трудностями приходится сталкиваться?

Одна из проблем – отсутствие специалистов. Профессия не слишком популярна, большинство выпускников выбирают авторские направления, цель которых – самовыразиться. Народные промыслы имеют к самовыражению весьма отдаленное отношение. Я в ужасе от того, что в Туле я – самый квалифицированный специалист на данный момент! Мне от этого нехорошо: мое личное развитие остановилось, я никуда не расту – просто некуда. Единственный вариант – это стараться, чтобы таких специалистов стало больше. Приходится взращивать их самой.

 

Наверное, нелегко руководить творческим коллективом?

Проблемы, скорее, во мне самой. Дело в том, что у меня крайняя нелюбовь к начальствованию. Мне крайне в этом некомфортно, поэтому я считаю, что мы сотрудничаем, находясь в горизонтальных партнерских отношениях. Мне важнее, научив человека, выстроить систему, когда он сможет работать параллельно со мной.

С гордостью могу сказать, что за годы деятельности я выучила пять профессиональных художников. Яркий пример тому – Наталья Худова, моя ученица и теперь коллега, восстановившая в Туле традицию гладкорасписных изразцов. В России всего около десятка мастерских, занимающихся этой техникой.  Другая моя ученица – Ольга Юнилайнен – прекрасный врач и замечательный керамист. Это стало ее второй профессией.

 

Довольно странное сочетание – лечебное дело и керамика…  

Для людей, связанных с точными науками, искусство – это совсем не второсортная история. Мы часто слышим о том, как нужен технологический прорыв. Вопрос: как получится тот инженер, который придумает то, чего не может быть? Крыло звездолета нового поколения! Как вы думаете, как нам воспитать такого инженера?

 

Ну, прежде всего, хорошее профильное образование, чтобы знать, как крыло работает в принципе, по каким законам…

Это важно, но все дело в том, что человек, который умеет считать формулы, так и будет считать формулы. Он может ничего не придумать. Он может не стать Циолковским, Королевым!

 

Как же быть?

Современная наука утверждает, что техническую научную элиту можно воспитывать. По мнению Татьяны Черниговской (советский и российский ученый в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, профессор СПбГУ, Заслуженный деятель науки РФ. – Ред.), что-то придумать наш инженер сможет тогда, когда, зная формулы, он сможет увидеть красоту крыла бабочки, оценить и понять характер птичьего полета. Между искусствами, ремеслами и технологическим прорывом не такая уж и далекая связь, и моя цель – создать место, где этот прорыв будет зарождаться, где мы будем выращивать тех самых Циолковских.

 

Здорово! Но знаете, я совершенно не умею рисовать… Наверное, эта фраза часто звучит на мастер-классах?

Постоянно! Но задумайтесь: народными ремеслами занимались крестьяне – кто их учил? Ценность национального искусства в том, что это доступная форма деятельности, не связанная с академическим искусством, действительно требующим умения рисовать. Это художественное ремесло, которое наработало тысячелетние приемы обучения, позволяющие научить любого.

Как-то на мастер-класс ко мне заглянула компания, в которой был один молодой человек. Когда они закончили расписывать тарелочки, неожиданно поднялось какое-то страшное волнение, все стали фотографировать, а сам виновник ажиотажа стоял с крайне удивленным лицом, держа свою работу. Выяснилось – это высококвалифицированный компьютерщик, работающий в Японии. Он не то что кисточку – ручку в руках не держал уже много лет, не рисовал никогда и не собирался. Он в процессе получал удовольствие, не думая, что он умеет или не умеет.

И, наоборот, часто приходят люди этим заниматься уже с академической нагрузкой, которая им изрядно мешает осваивать традиционные виды ремесла.

 

А как вы сами пришли к керамике?

Ох, этим я занимаюсь всю жизнь! Моя мама была экономистом в художественном фонде, и я пешком под стол ходила ко всем художникам. В 15 лет мне предложили пройти ученичество у мастеров филимоновской игрушки – старых деревенских бабушек. Конечно, я, как любой нормальный подросток, взбунтовалась. Но моя мама была мудрой и терпеливой женщиной и смогла меня уговорить. Откровенно говоря, в моей памяти не остался этот переход от протеста к погружению в дело. После этого ученичества мне не только присвоили звание народного мастера (а комиссия была очень строгая!), но и сильно похвалили. И только потом, уже став кандидатом искусствоведения, я поняла за что. Сейчас именно эти выигрышные принципы я ставлю в основу своей методики обучения.

 

Как проводите свободное время?

Такое бывает очень редко. Мне нравится садоводство. Я поменяла квартиру на дом-мастерскую, и меня очень вдохновляет возможность украсить чем-то живым окружающее меня пространство.

Люблю книги, хорошие фильмы – это дает возможность переключиться. Последняя книга – «Искусство жить просто». В нашей жизни много всего лишнего, мы потребляем явно больше, чем нужно. Эта книга разъясняет, как выбраться из этого круговорота.

 

А семья у вас творческая? Разделяет ваши интересы?

Мой муж – с двумя инженерными образованиями. Но освоил гончарный круг и тоже стал занимается керамикой. Сын тонко чувствует искусство, но занимается иным. А вот дочка – да, она уже в 5 лет считает, что будет художником, и, кстати, по моему мнению, у нее высокие шансы им стать. Я никого не затягиваю в свою сферу деятельности. Все приходят с открытыми глазами – только так здесь можно остаться.

 

            Откуда к вам приходит вдохновение?

Вдохновение? Из нашей традиционной культуры. Из окружающего мира. У прежних мастеров не было музеев, книг, да и путешествий – в нашем понимании. Мы, конечно, в этом смысле богаче. Но это не всегда помогает.

 

В чем, по-вашему, секрет успеха?

Не буду оригинальна – в труде. Часто говорят о том, что надо найти единомышленников. Так единомышленникам тоже надо трудиться, тогда все получится.

 

А есть ли у вас талисман?

Честно говоря, нет. Хотя мы создаем сувениры, имеющие символическое значение, – тот же солярный знак, знак Солнца, который изображали всюду. Мы можем назначить им любой образ и убедить себя, что он имеет значение. Любой талисман – внутри самого человека.

 

Беседовала Анна ОВЧИННИКОВА. Фото из личного архива Е. Палевской

Категория: Журнал "Тульский ARSENAL" » Интервью

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)
Вопросы и предложения направлять по адресу: 71info@mail.ru