0

Тульская Светлана

Автор: News от 5-10-2014, 11:29

Скульптура часто переживает века. Это не случайно, ее назначение – возвращать память сменяющим друг друга поколениям. О гениальном скульпторе Евгении Викторовиче Вучетиче сегодня редко кто вспомнит. А его творения живут вместе с нами и сегодня уже своей, неотъемлемой от нас жизнью.

 

Аллегорическая статуя Вучетича «Перекуем мечи на орала» в 1957 году была установлена у здания Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Еще один широко известный памятник – Ф. Дзержинскому – стоял в Москве возле здания Комитета  государственной безопасности СССР до августа 1991 года, пока после неудавшегося путча разъяренная толпа не сдернула «железного Феликса»  автокраном с пьедестала…

Изображения самых известных монументов «Родины-матери» на Мамаевом кургане в Волгограде и памятника «Воину-освободителю» в берлинском Трептов-парке попали даже на советские металлические рубли и юбилейные ветеранские медали. Сегодня чеканят совсем другую монету.

Имена скульпторов вспоминают редко… Тем более никто не задумывается, что у исторических монументов были живые реальные прототипы. Кто они, как сложились их судьбы?

Советская зона Берлина в 1946 году. Ее комендант, туляк генерал-майор Александр  Георгиевич Котиков, принимает у себя в кабинете важного гостя – скульптора Вучетича.  Он уже знает, что проект памятника-ансамбля «Воину-освободителю», предложенный ваятелем, признан лучшим и одобрен лично Сталиным. Срочной депешей получен приказ главнокомандующего советских войск в Германии, Маршала Советского Союза В. Д. Соколовского, приступить к его сооружению в районе Трептов-парка. Именно туда недавно был перенесен прах воинов, павших при взятии Берлина. Работа предстоит великая, у скульптора и генерала-майора строгие усталые лица…

В работу включились около 1200 человек самых разных профессий, в том числе 200 камнетесов, 90 камнерезчиков и скульпторов.

Чем занят в это время Вучетич? Он мучительно ищет образ воина-освободителя. Центральная фигура ансамбля должна была изображать русского солдата с ребенком на руках. А предыстория сюжета такова: гвардии старший сержант Николай Мосолов, знаменосец 220-го Запорожского гвардейского полка, спас во время боя маленькую немецкую девочку. Подходящую натуру найти оказалось непросто. Помог случай. На берлинском стадионе  скульптор обратил внимание на 45-й размер сапог гвардии рядового Ивана Одарченко… Его-то и пригласил мастер позировать – настоящий русский богатырь!               

Вместе с Одарченко скульптору позировала сначала Марлена – дочка немецкого ваятеля Феликса Краузе, а потом Ольга – дочь командира комендантского взвода, потом – Светлана – трехлетняя дочь коменданта Котикова. Именно ее черты угадываются в спасенной русским солдатом девочке, изображенной в центральной скульптуре ансамбля.

Почему Ольгу сменила Светлана, понятно. Модель просто выросла. Но до сих пор остается загадкой, зачем Вучетич заменил немецкую девочку русской? Приказали? Или комендант попросил увековечить свою дочь? А может быть, изначально и не было никакой немецкой девочки?

Одарченко рассказывал, что это была инициатива Вучетича, мол, мы, советские воины, и, прежде всего, освобождали своих женщин и детей, поэтому надо ваять советскую девочку. Другие исторические источники приписывают такое мнение самому Иосифу Виссарионовичу.

В другой руке воина был двухпудовый настоящий меч. А почему не автомат? Скульптору упорно советовали заменить. Но Вучетич был непреклонен. Интересно, что и меч был непрост – копия с клинка псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался за Русь против «псов-рыцарей» в XIII веке…

Оружие – символ. К мечам у Вучетича было особое отношение. Разящие клинки есть во всех его известных работах. Даже в первом проекте памятника Ф. Дзержинскому «рыцарь революции» был облачен не в шинель, а в одеяние вроде монашеской рясы, а в руках сжимал меч с крестообразной рукоятью. Но в Комитете государственной безопасности СССР предпочли Дзержинского попроще, без аналогий с опричником или храмовником Средних веков.

Работа над гипсовой моделью «Воина-освободителя» продолжилась полгода. Высота ее составила 2,5 метра. В Ленинграде с нее отлили тринадцатиметровый памятник из бронзы весом в 72 тонны. Даже в высоком цехе «Лентрублита» пришлось вырыть котлован глубиной метра два, и все равно, когда установили верхние детали скульптуры, кран уже не мог пройти над ними: голова статуи почти упиралась в потолок. Потом скульптуру отправили отдельными фрагментами в Берлин.

Вучетич вспоминал, что один из лучших немецких литейщиков, убедившись, что все сделано безукоризненно, подошел, поцеловал плинт (нижнюю часть статуи) и сказал: «Вот еще одно русское чудо!» Было чему удивляться: ленинградские мастера сделали отличную отливку не за полгода, как планировалось, а за семь недель. Немец не знал, что труженики жили в специально организованном при цехе общежитии. Работали по 15 часов  и после непродолжительного сна возвращались на свои рабочие места…

Сакральный факт, что для сооружения комплекса в Трептов-парке использовали гранит, найденный в тайниках на берегу Одера. По приказу Гитлера его несколько лет собирали и доставляли из разных стран, чтобы увековечить в скульптурном ансамбле победу Германии над остальным миром.

Торжественное открытие мемориала состоялось 8 мая 1949 года. И возле гигантского бронзового двойника стоял в почетном карауле российский солдат Иван Одарченко. А рядом – маленькая девочка Света Котикова.

Скульптор Евгений Вучетич получил за памятник-ансамбль Сталинскую премию. Был поощрен и генерал-майор Котиков. Но самую большую награду туляк получил значительно позже, в 1965 году. Немцы присвоили ему звание почетного гражданина Берлина! Он много сделал для спасения местного населения в послевоенные годы.

Присвоили звание почетного гражданина Котикову и в родном Белеве. Он был родом из крестьянской семьи деревни Бакино. Парнишкой трудился в Белевском паровозном депо, служил в армии, учился в военной академии. Командовал различными военными соединениями, освобождал Варшаву, штурмовал Берлин. После войны Александр Георгиевич приезжал в родные края, посещал Тульский кремль и Ясную Поляну.

Как же сложилась судьба легендарной девочки? Светлана Котикова жила в Москве, окончила Школу-студию МХАТ и работала актрисой Театра сатиры. Снялась в кино, где сыграла учительницу в фильме «Ох уж эта Настя!». Молодая актриса думала, что, наконец, стала знаменитой. Только это произошло еще в далеком разрушенном Берлине…

 

Константин ШЕСТАКОВ, Александр ШАХНО

Категория: Журнал "Тульский ARSENAL" » Тульский край

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)
Вопросы и предложения направлять по адресу: 71info@mail.ru