0

Есть такая мечта – все страны мира посетить!

Автор: Editor от 6-09-2014, 11:22

Есть такая мечта –

все страны мира посетить!

 

«Дорога в тысячу ли начинается с первого шага», – гласит китайская мудрость. 27 сентября по праву могут считать своим праздником те, для кого дорога уже началась – это Международный день туризма. Среди жителей нашего города есть человек, для которого этот праздник значит больше, чем профессиональный: он не понаслышке знает, что такое Дорога с большой буквы. Туляк Дмитрий Койда посетил 86 стран, побывал на пяти континентах (всех, кроме Антарктиды), видел все новые семь чудес света и даже посетил город Тулу в далекой Мексике… Самоваров и пряников он там, правда, не нашел. Зато вывез огромное количество ярких впечатлений, завораживающих фотографий и большую жизненную философию дороги.

 

Кабинет Дмитрия Анатольевича красноречиво говорит о пристрастиях своего владельца: здесь и карта мира, утыканная булавками по количеству посещенных мест, и диковинные маски из дальних стран по стенам…

 

– Маски я начал привозить недавно, поэтому их пока немного, – перехватывает взгляд хозяин всей этой экзотики, – зато у меня огромная коллекция маленьких статуэток. Когда люди осознанно начинают путешествовать, они обычно что-то конкретное собирают. Один знакомый, например, отовсюду привозит кружки. Если он кружку и магнит не купил, считай, в стране не был. А я, как Плюшкин, – брелки, статуэтки… Конечно, если ты пять стран посетил, хочется привезти что-то памятное, большое – ковер, платок… У меня на такие масштабы уже места в квартире не хватит. Поэтому собираю миниатюры: крошечные копии знаменитых исторических зданий и сооружений…

 

Дорога, дорога, я видел так много…

Сколько лет вы путешествуете по миру? Куда была самая первая поездка?

Мое хобби – осознанные путешествия – длится уже десять лет. Философски я начал подходить к дороге в последние четыре-пять лет. Конечно, в детстве, в восемь лет, я ездил на Черное море, но этого почти не помню; можно сказать, что на море впервые по-настоящему я побывал уже в тридцать лет, когда отдыхал в Сочи. Нет, я был до того и за границей, в 6-8 классах жил в Монголии, когда мы туда переехали с семьей, но я же не понимал, что это путешествие…

А в 2004 году я отправился в свое первое настоящее путешествие за рубеж – в автобусный тур по пяти европейским столицам: Берлин, Париж, Амстердам, Брюссель, Варшава. Потом были четыре скандинавские столицы… И началось.

Почему я говорю «путешествовать осознанно?» Тогда, в 2004-м, у меня была насущная потребность купить сотовый телефон. И чаша весов колебалась. Приходилось выбирать между телефоном и поездкой. Тогда я в первый раз отдал последние деньги за возможность увидеть другие страны. И с этого момента на чашу весов ничего нельзя положить, что бы перевесило возможность увидеть мир. Это как в фильме «Любовь и голуби», когда герой на последние деньги голубей купил. Кому-то кажется, что это глупость, а он не пожалел на самое любимое… У меня похожее восприятие затрат на путешествие – философское. Например, потратить три-четыре тысячи рублей на ботинки – кажется дорогим и ненужным. Зубы лечить – жалко, скажется на следующей поездке… А вот найти 60 тысяч на путешествие не кажется тратой.

 

С чего началась мечта о дальних странах?

Я со 2-го класса собираю иностранные монеты. И на меня это очень повлияло. Почему я сейчас с таким рвением и упорством готовлюсь к каждой поездке, мечтаю… Корни – там, в детстве. У меня в коллекции была, например, монетка из Малайзии: выменял на 5 меченосцев и десяток гуппи, сокровище для любого тогдашнего школьника – все ведь разводили рыбок… Для меня держать в руках эту монету было все равно, что на ладошку положить осколок какого-нибудь метеорита или кометы: частица какого-то другого, недостижимого мира, космоса… Пятиклассник в СССР; кто мне мог сказать тогда, что однажды я посещу эти страну?

У меня была монета Королевства Свазиленд. Многие не знают, где это, а я однажды там оказался…

Потом появилось другое увлечение: я начал фотографировать. На любительском уровне, почти на автомате, с руки, без треножника. Просто наметанный глаз. Я снимаю сцены из жизни. Я не пройду мимо лужи, не посмотрев, есть ли в ней отражение мечети или кусочек храма.

 

Насколько значима для вас возможность видеть мир? Есть ли что-то важнее?

У меня на компьютере есть таблица мечтаний – куда хочу попасть. Список стран, где был. Список посещенных объектов ЮНЕСКО… И так далее. Все, что связано с путешествиями, обволакивает меня со всех сторон. Общение с людьми: если знание языка позволяет, стараюсь обязательно общаться с попутчиками. Фотографирование. Познание чего-то нового… Это реализация себя. И это – до конца жизни. Я с этого пути не сверну.
До этого моим самым серьезным увлечением в жизни был кинематограф: посмотрел около пяти тысяч фильмов, мог по памяти сказать, кто в каком году «Оскара» получил, были записи, где я проставлял оценки картинам по пятибалльной шкале… Была нумизматика иностранная. А теперь самое главное – это  путешествия. Они вышли сейчас на первый план в моей жизни. Для кого-то реализация – это дети, большая семья. Но человек, у которого пять-шесть детей, уже невыездной, в Африку или в Гималаи не съездишь. Я говорю именно о мужской реализации, мужчина без нее невозможен. У мужчины, кроме счастливого брака и крепкой семьи, есть еще другие ценности. Для кого-то это спорт, рыбалка, охота, у кого-то – свой бизнес, машина дорогая… А у меня моя внутренняя реализация – достичь определенных целей в путешествии.

 

Какие цели, планы путешествий?

Если есть руки-ноги, заработать на машину можно.

А захотеть побывать в каких-то местах на Земле, и сразу же оказаться там – невозможно. Ты всегда ограничен в деньгах, во времени… У меня есть цель – посетить все шесть континентов планеты. После нее есть цели нереализуемые – посетить все страны мира. Не государства, а страны, их около 240. Нужно иметь неограниченное количество денег и времени. Планов и мечтаний – на две жизни…

Марк Твен писал, что на смертном одре мы будем жалеть только о двух вещах – о том, что мало любили и мало путешествовали. Я согласен. Я жалею, что в 90-е годы, в возрасте с двадцати до тридцати лет, я нигде не был, не путешествовал ни по России, ни за рубежом. Сейчас я за 10 лет посетил больше 80 стран, а тогда за 10 лет нигде не побывал.

До конца следующего года хочу 100 стран закрыть. Антарктида – это пока вряд ли… В прошлом году 16 стран удалось посетить. На январь наметил круиз, где сразу 6 стран закрывается… Отправлюсь в путешествие по Карибам. В круизах еще ни разу не был, решил попробовать, что это такое…

Еще одна огромная мечта – увидеть по-настоящему Россию…

 

При таком огромном количестве посещенных стран хватает ли вам времени, чтобы сполна насладиться каждой, прочувствовать ее характер?

Конечно, я понимаю, что, если нет возможности быть в стране долго, качество теряется. Есть люди, которые приезжают в страну и смотрят ее две недели. А я прилетел, например, в Братиславу, погулял один день. Понятно, что это не то… Но… Вы смотрели фильм «Амели»? Помните эпизод, когда героиня рассказывала слепому старику о том, что происходит вокруг на улице? Она настолько поэтично рассказала, что, может быть, он за эти мгновения прожил целый год счастья! У меня выработалась способность так же вбирать в себя, как губка, все ощущения, все, что вокруг. Чтобы обычному человеку проникнуться атмосферой места, нужно время. Сесть на берегу моря, расслабиться, ощутить, каково это – закат, соленый ветер, бокал вина… Мне достаточно просто пройти мимо этого места. И я прочувствую все богатство ощущений… Мне есть с чем сравнить, я ездил и в короткие поездки по одной стране, и в длительные.

Я заранее готовлюсь ко встрече с городом. Читаю, ищу информацию. Там, где обычному туристу нужно семь дней на осмотр, я успеваю увидеть за три. Все это приходит с опытом.

 

Чему вас научили путешествия?

Главное, чему я научился в дороге, – это получать удовольствие от любой точки земного шара. Куда бы я ни приехал – в Кейптаун или в Санкт-Петербург, ведь каждый город прекрасен. Абсурд думать иначе, ведь, если мне кирпич упал на голову в Венеции, это не значит, что Венеция – плохой город! Например, однажды я приехал в Тбилиси. Говорят, «солнечный Тбилиси», а, когда я туда попал, там целый день шел дождь. При этом все мои представления о столице Грузии – по фильмам, по рассказам – остались прежними, их не замочило. Я научился совмещать то, о чем читал, и то, что увидел. Мне даже повезло, что я город увидел в нетрадиционном свете. Или Марракеш. Это же здорово, что я побывал там не жарким летом, а в дождь, когда асфальт покрылся зеркальной пленкой, и в нем отражалось все вокруг…

 

От мечты до памяти

Что бы вы могли посоветовать тем, кто тоже хочет связать свою жизнь с дорогой?

Меня часто просят о совете – как путешествовать, с чего начать… Начинать нужно с мечты! Я расскажу одну свою историю. Часть своих поездок я выиграл – в Австралию, в Рио-де-Жанейро. Были мотивационные программы для персонала, которые давали шанс поехать в другую страну, я за пять лет работы выиграл все национальные акции.

Однажды в «Гугле» набрал «Мельбурн фото», листал чужие фотографии… Выбрал одну из них и поставил на рабочий стол на компьютере, потому что хочется же помечтать… Как Жюль Верн, который путешествовал, сидя за столом, никуда не выезжая.

Я ждал результатов конкурсного отбора – возьмут ли меня в Мельбурн. И смотрел на фото. Там, на фотографии, были столбики ограждения на асфальте. Я уже рассмотрел их в деталях, знал, что их двенадцать… Три месяца, пока я ждал результатов конкурса, я представлял, как иду по улице Мельбурна, прохожу мимо них – и прикасаюсь к третьему столбику слева… Пришло время. Объявили результаты. Я узнал, что еду в Австралию.
Отель, в котором нас поселили, оказался около этого места. Я пришел туда и прикоснулся к третьему столбику слева. А потом поднял глаза – и представил себя сидящим у компьютера на другом конце Земли – как я смотрел на монитор и мечтал оказаться здесь… Собираясь в другой город, я хотел потрогать ручку двери у одной старой церкви и постучаться. И я это сделал…

У путешествия есть три стадии.

Первая – это мечта. Как только появилась мечта, путешествие уже началось. Так у меня странствия по многим местам занимают год, два, три… Смотришь фото, фильмы, читаешь…

Вторая стадия – само путешествие. Это мгновение. Это вообще ничто. Ну, представьте: ты мечтаешь об Анджелине Джоли – и вдруг с ней встречаешься. Твои мечты о ней могут не совпасть с реальностью. Реальность может разочаровать: лопатка у тебя будет чесаться, будешь голодный, усталый… Свидание не состоялось. Но даже если оно случилось и было классным, все равно лучшее – это твои воспоминания. И это до конца жизни.

Для меня самое главное – это третья часть. Память. Для чего я так много фотографирую? Чтобы много месяцев спустя холодным зимним вечером открыть фото из какой-нибудь жаркой экзотической страны – и вспомнить… Я всегда пишу путевые заметки по возвращении. У меня есть фото с 2005, 2006, 2007 годов. Пока я их не разобрал и не написал очерк – путешествие еще не закончено. У меня есть своя страница в Интернете с путевыми заметками и фотографиями, они набирают сотни просмотров…

Держа в руках фотоаппарат, я, конечно, лишаю себя возможности двумя глазами насладиться красотой, чуть ли не всю дорогу смотрю одним.  Но это память…

Льстит, когда местному жителю показываешь места, где он не был. Я тулякам, например, могу открыть какие-то уголки нашего города, которых они не знают. И не только тулякам. В России столько потрясающих мест! Например, единственная итальянская церковь в России – в Дубровицах, под Подольском. Я был там. Недавно был на Кудыкиной горе в Липецкой области…

Когда человек научится получать удовольствие от всех трех стадий путешествия, а не только от одной, – это уже залог успеха. Не нужно завышать планку ожиданий. Это очень чревато, потому что вас могут ждать разочарования. Так советские туристы думали о Париже – что в нем везде все изыскано и пахнет «Шанелью». А там вдруг – арабы и шелуха от семечек по ветру летит… (Прямо как у Высоцкого: «Париж – провинция хуже Тулы». – Ред.)

 

Говорят, что чем больше видишь другие страны, тем больше понимаешь свою Родину. А вы можете сказать что-то о русском менталитете в сравнении с другими?

Давно понял, что не нужно свою картину мира навязывать всем и считать истиной в последней инстанции. Я однажды приезжал с женой в Камбоджу на два дня, мы были на озере Тонлесап. Наши женщины смотрят – и ахают, причитают, что местные дети там грязные. Не понимают, что там другой менталитет. А я говорю: «А, если к вам в вашу панельную двушку приедут княжеские особы из Монако, представляете, как они ужаснутся? И при этом – вы считаете себя несчастными? Так почему же, по-вашему, эти дети несчастны? Только потому, что живут не так, как вы?» Везде свой менталитет. В Индии, например, кастовая система уже заложена чуть ли не на генетическом уровне: если человек в коробке родился, он в коробке и проживет всю жизнь и будет счастлив.

…Обожаю в некоторых странах грязь. Если я приеду в Западную Африку, а там все будет вычищено, как в Швейцарии, какой смысл туда ехать?

Чем больше красивых мест я вижу в мире, тем больше люблю свою страну. Я с неимоверным желанием возвращаюсь домой. Видел в Швейцарии Монтре, где жил Чарли Чаплин, Владимир Набоков. Красота! Но – пожелать, чтобы Тула стала такой же? Нет, не хочу. Представляете, что будет с Россией, если она станет, как те страны, где то, что корова в овраг свалилась, – это главная новость дня? Менталитет же исчезнет. Не будет русского характера…

Не сравнивайте разные города, разные страны. И всегда давайте второй шанс.

 

Адвокат городов и стран

А в ваших отношениях с городами и странами были истории таких «вторых шансов»?

Вот например: я живу около Ясной Поляны, и у меня была возможность приехать туда в разные периоды времени. Что значит приехать туда зимой? Это же не увидеть половину красот. Не будет осенних красок, листопада, паутинок в воздухе… Вы должны в своем воображении давать шанс месту. Если нет облаков, вы должны их нарисовать. Как здесь было бы здорово, если бы было солнце, или тучи, или дождь… В Каппадокии в Турции, помню, стою и думаю: как же здесь красиво, когда здесь снег! Это как с человеком… Я даже когда проводил собеседования раньше, всегда давал второй шанс. Вдруг человек заболел или с женой поругался?

…Город Тринидад. Одно из лучших моих воспоминаний. Поражаюсь, когда люди говорят: «Ужасный город Тринидад на Кубе!» Я был там в несезон – три человека по улицам ходят, тишина, повозка едет неспешно, у домиков краски акварельные, атмосфера великолепная. А кто-то – когда толпы народу, жара, тяжело… И не дали себе труда подумать, как этот город может выглядеть в другое время. Я вообще адвокат городов и стран. Некоторые говорят: «В нашем городе смотреть нечего». А я за два дня не успеваю все обежать. Глаза у людей замыленные…

Сейчас два месяца не езжу –  и чувствую, что у меня без дороги уже ломка, как у наркомана. Как охотник, который на охоте давно не был: увидит на улице, что кусты шевелятся от ветра, – и хочется ружье вскинуть, и запах пороха мерещится… У меня предыдущие полгода были очень насыщенные, а на следующие – нет планов. А нужно о чем-то мечтать, к чему-то готовиться. Пока поездка запланирована на январь.

 

Есть какой-то вид туризма, который вам интереснее всего?

Кто-то увлекается только горнолыжным туризмом. У кого-то идея-фикс – нырнуть в самых глубоких местах планеты. Кто-то гурман, прицельно ездит наслаждаться национальной кухней. Я понимаю всех этих людей, но сам путешествую по-другому:
у меня всего по чуть-чуть, я еду, чтобы воспринять страну во всем ее многообразии.

 

Расскажите о способах путешествия, которые вы предпочитаете: ездите самостоятельно или выбираете организованные туры?

Были и групповые туры, и индивидуальные поездки. Больше все же организованных туров – мне проще обратиться в турагентство, чтобы мне забронировали билеты, гостиницу, естественно, не переплачивая. На остров Пасхи, например, я ездил один, фирма под меня делала индивидуальный тур. В прошлом году с женой и дочкой прилетел на Кипр, посмотрел по карте, что там рядом находится Ливан – и полетел туда, воспользовался услугами местной туристической компании и три дня ездил по стране. Такого, чтоб я взял рюкзак, сел и поехал автостопом в путешествие, не покупая организованный тур, пока не было.

 

Были ли в путешествиях экстремальные моменты, «волосы дыбом» и «мурашки по коже»?

В январе ездил в Гвинею и в Сьерра-Леоне, сегодня там вспышка лихорадки эбола… От одной только мысли, что я мог попасть в эпицентр, бросает в дрожь. А Гвинея к тому же – место малярийное. От малярии прививок нет, пьют таблетки, чтобы предотвратить заболевание, а я их не пил.  Укуси меня комар – и…

На Кубе мы с огромной группой туристов ходили по пещерам. Я шел вместе со всеми, но решил отстать. Группа ушла за поворот – и я в тишине услышал стук своего сердца. И представил, что будет, если сейчас обвалом завалит пещеру или я не смогу найти обратную дорогу…

На Столовой горе в Кейптауне я однажды так же зашел в далекий заброшенный уголок; там ни души, один я стою и снимаю пейзажи на камеру. И тоже вдруг подумалось: а если сейчас какие-нибудь дикие обезьяны выбегут из зарослей? Или я в расщелину сорвусь? И меня никто никогда не найдет… Так что весь экстрим в моем сознании.

 

А есть места, куда хотелось бы вернуться?

Конечно, полноценная поездка – это та, в которой сумел побывать хотя бы в двух-трех городах страны, не только в столице, но и в провинции. Невозможно ведь побывать в Москве и сказать, что видел Россию. В Англию, например, я ездил на «Формулу-1», в Лондоне был всего полтора часа, то есть формально посетил страну, но столько всего не видел! Хочется подольше погулять по его дивным улочкам, съездить в Стоунхендж… Были места фантастические, но ведь весь мир посетить невозможно. У меня есть традиция – второй раз в то же место не ездить. Лучше новое. Столько всего еще впереди!

 

Людмила ШМАРАКОВА

Категория: Журнал "Тульский ARSENAL" » Туризм

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)
Вопросы и предложения направлять по адресу: 71info@mail.ru